ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Оставшуюся часть семидесятых годов жизнь Фриппа продолжала меняться и эволюционировать. Все больше и больше он задумывался над тем, что мировой порядок должен взорваться, и близок экономический крах. Для того, что бы осмотреться и решить в каком направлении идти дальше, еще в 1975 году Фрипп поступил на десятимесячный курс в "Bennett's International Society for Continuous Education" / "Беннеттовское международное общество непрерывного обучения". По словам Фриппа, умерший в 1974 году Джон Беннетт / John Bennett был для него "живым доказательством того, что, если мерзкий англичанин с серьезными эмоциональными проблемами, совершив усилие, смог стать человеческим существом - то сможет и он". В ходе обучения в "Обществе" Фрипп проникся философскими идеями Георгия Гурджиева / George Gurdjieff, учеником и биографом которого был Беннетт, и стал адептом "Четвертого Пути", объединяющего по Гурджиеву телесный, эмоциональный и рассудочный пути (пути факира, монаха и йога), которыми может следовать человек. "Четвертый Путь" отличается от других тем, что идущий им человек не должен делать ничего такого, что он не понимает (за исключением эксперимента под руководством и контролем своего учителя). Чем больше человек осознает свои действия, тем большим будет результат его усилий. Результаты работы находятся в прямопропорциональной зависимости от ее осознанности. Никакая "вера" не допустима на "Четвертом пути", и более того, любая "вера" враждебна ему. На "Четвертом Пути" человек должен убеждаться в правильности того, что ему говорят, и не делать ничего не будучи убежденным.

Считая, что в современном мире успешнее всего может функционировать "маленькая разумная мобильная единица", Фрипп много гастролировал как сольный музыкант, представляя различным мини-аудиториям свой "фриппертроникс" / "frippertronics", устройство, открытое для него Брайном Ино / Brian Eno, ex-клавишником из Roxy Music, и предназначенное для многократного наложения и воспроизведения записей. В "фриппертрониксе" закольцованная лента проходит одновременно через два стоящие рядом магнитофона. Плюс к этому, он записывался и играл на гитаре с такими музыкантами, как Питер Гэбриел / Peter Gabriel, Брайн Ино, Дэвид Боуи / David Bowie, Дэрил Холл / Daryl Hall, группами Roches и Blondie. В конце 1979 года Фрипп выпустил свой первый сольный альбом "Разоблачение" / "Exposure". Изречение Беннетта "It is impossible to achieve the aim without suffering" / "Нельзя достичь цели без страдания" звучит рефреном на его заглавной композиции.

фото

В 1980 году Фрипп пустился в одно из своих самых необычных предприятий, бросив все прежние начинания для работы с новой организованной им группой The League of Gentlemen/ Лига джентельменов. Возродив название своей первой группы, Фрипп как бы декларировал, что начинает жизнь заново. Стала очевидна новая манера игры, плавная и, в то же время, ритмичная. Изменилось и звучание гитары: жесткие фузовые соло были заменены более теплыми, более яркими гитарными тонами.

фото

Однако, неудовлетворенность ритмической секцией Лиги, подтолкнула Фриппа к созданию следующего воплощения King Crimson. Первым для участия в группе Фрипп пригласил Адриана Белью / Adrian Belew, чья группа Gaga пять раз выступала совместно с Лигой джентельменов. Белью был достаточно известным гитаристом, игравшим ранее с такими звездами, как Дэвид Боуи и Фрэнк Заппа / Frank Zappa, а также с группами Talking Heads и Nine Inch Nails. Пригласив Билла Бруфорда, старого коллегу по Кримзн, Фрипп устроил прослушивание для басиста-ветерана Тони Левина / Tony Levin, участвовавшего в записях Джона Леннона / John Lennon, Пола Саймона / Paul Simon, Питера Гэбриела, группы Pink Floyd и других исполнителей. Левин хорошо владел также и стиком / stick , десяти- или двенадцатиструнным электрическим инструментом, изобретенным Эмметтом Чэпмэном / Emmett Chapman и напоминающим широкий гриф гитары (звук из стика извлекается путем прикосновения к струнам пальцами обеих рук). 30 апреля 1981 года новая группа Discipline / Дисциплина дала свое первое публичное выступление в пабе города Бэт / Bath в Англии. Естественно, Фрипп сомневался по поводу воскрешения имени King Crimson, особенно в свете того, как глубоко он его похоронил в 1974 году. Музыкальный бизнес остался по существу таким же монолитом, каким и был, а после всего происшедшего имя King Crimson стало синонимом для Art Rock и Dinosaur Rock / Динозавровый рок, направлений, отвергаемых панк-поколением как излишки. Все же, по достижении демократического согласия между членами группы, имя было восстановлено.

фото

Демократия - это не единственный необычный элемент альбома "Дисциплина" / "Discipline". Помимо того, что американцы (Левин и Белью) впервые стали членами King Crimson, это был и первый состав, в котором кроме Фриппа появился еще один гитарист. Белью играл на гитаре, пел и писал тексты. Добавочный элемент в звучание группы внесло использование гитарного синтезатора и обретенная способность гитары звучать самым неожиданным образом. В композицию "Укрывающие небеса" / "Sheltering Sky" включена воспаряющая музыкальная фраза, исполненная Фриппом, которая создает практически оркестровый эффект (больше никаких меллотронов!). В вещи "Слоновьи разговоры" / "Elephant Talk" гитарный синтезатор Белью издает звуки, сравнимые разве что с… разговором слонов. На "Матте Кудесаи" / "Matte Kudasai" Белью использует слайд для имитации криков чаек. И так далее. С музыкальной точки зрения, альбом "Дисциплина" имел звучание, абсолютно отличное от звучания Кримзн 70-х годов. Многие "пуристы", поклонники старых дисков, отвергли его, но фактом остается то, что это - самый цельный альбом со времени диска "Заливное из язычков жаворонка", а, возможно, и самый лучший. Он представляет слушателям абсолютно новое лицо King Crimson.

фото

Много вопросов возникло в связи с тремя загадочными фразами, две из которых являются названиями композиций с альбома "Дисциплина", а третья содержится в тексте. По этому поводу Белью дал следующие объяснения в своих интервью. Фраза "Matte Kudasai" взята из англо-японского разговорника и означает "Пожалуйста, дождись меня". Она хорошо пелась и стала красивым названием. Фраза "Thela Hun Ginjeet" представляет собой анаграмму фразы "Heat in the Jungle" / "Жара в джунглях". По поводу фразы "Qua tari mei" Белью всякий раз сообщал какую-нибудь шуточную легенду. Вот один из примеров. Согласно почитаемой африканской легенде, если несколько раз пропеть эту фразу в то время, как ужасные людоеды готовятся насадить тебя на вертел, они будут вынуждены вернуть тебе в целости и сохранности твой драгоценный магнитофон Sony. Если же это все-таки анаграмма, то, скорее всего, такая: "Quit era aim" / "Цель эры ухода" или "Намерение покинуть эпоху".

Летом 1982 года случилось музыкальное чудо: вышел альбом King Crimson с тем же составом, что и предыдущий. Открыв альбом "Бит" / "Beat" композицией "Нил и Джек, и я" / "Neal and Jack and Me", группа отдала дань поколению битников / Beat Generation - послевоенным актерам, писателям и музыкантам, пытавшимся достичь духовного совершенства через чувственное восприятие, не желавшим приспосабливаться к враждебному материалистическому обществу. Движение битников, хоть и значительно менее массовое и красочное, было сродни движению хиппи 70-х годов. Имена Джек и Нил принадлежат американскому писателю-битнику Джеку Керуаку и его другу Нилу Кесседи. Альбом вообще во многом навеян произведениями Керуака, романы которого "На дороге" и "Подземные люди" Фрипп дал прочесть Адриану. Так, например, "Сартори в Танжере" / "Sartory in Tangier" - это словесная игра с названием повести Керуака "Сатори* в Париже". Композиция же "Плакальщик" / "The Howler" может быть намеком на стихотворение "Плач" другого битника - поэта Аллена Гинзбурга.
------------------------------
* Внезапное озарение, духовное просветление (яп.).


афиша концерта с Джоном Андерсоном

В музыкальном плане многие записи с "Beat", а в особенности "Реквием" / "Requiem", сильно напоминают инструментальный набег на Кримзн 1973-74 годов, однако, проявившееся на предыдущем альбоме взаимодействие между инструментами Фриппа и Белью сохранилось и на "Beat". При этом кажущиеся фазовые сдвиги или несинхронизированность в переплетающемся звучании двух гитар на самом деле являются четко просчитанными эффектами. Сложные пересекающиеся ходы Фриппа и умение Белью извлекать невероятные звуки из своей гитары делают это виртуозное взаимодействие лакомством для гитарных фанов. King Crimson и всегда была гитарной группой, а теперь стала ею даже в еще большей степени. Пожалуй, главным отличием этого воплощения King Crimson от воплощений 70-х годов является то, что на старых альбомах основой для создания композиций был текст. Именно Синфилд и Палмер- Джеймс предлагали материал, который музыканты King Crimson использовали в качестве отправной точки для музыкального оформления. Белью же писал и музыку и тексты, правда, по мнению некоторых критиков, иногда слишком поп-ориентированые, чтобы быть кримзоновским материалом. В 1983 году композиция “Requiem” с альбома "Beat" была номинирована на премию “Грэмми” / “Grammy Award” в категории “Инструментальное рок-произведение” / “Rock Instrumental Performance”.

фото

24 марта 1984 года вышел третий альбом из трилогии Фриппа, Бруфорда, Левина и Белью "Трое из идеальной пары" / "Three of a Perfect Pair". На нем стала очевидной ценность лирики Белью. Конечно, и заглавная вещь, и "Бессонный" / "Sleepless", и "Человек с открытым сердцем" / "Man with an Open Heart" являются в какой-то степени поп-ориентированными в сравнении со старыми композициями, однако, с характерным кримзоновским звучанием. На композиции же "Человек с открытым сердцем" заметно влияние различных мировых культур: восточные, африканские и индийские мотивы. Инструментал "Заливное из язычков жаворонка, часть III" / "Larks' Tongues in Aspic Part III" завершает альбом и историю King Crimson 80-х годов, вполне уместно отдавая дань шедевру прошлого.

фото

Вне всякого сомнения, Фрипп замыслил это как "занавес", так как снова стала очевидной его неудовлетворенность динамикой развития группы. Из прессы трудно понять, насколько взаимной была эта неудовлетворенность. Естественно, что Билл Бруфорд имел причину опасаться намерения Фриппа вновь реорганизовать группу, особенно в свете внезапного роспуска в 1974 году. Потом Бруфорд открылся, насколько осторожны были с Фриппом все члены группы, начиная со времени первых совместных репетиций, опасаясь, что неверная нота или непрошеное мнение могут поставить точку на всем. Фрипп всегда был весьма критически настроен по отношению к бывшему ударнику из группы Yes. А между тем, Билл Бруфорд, вне всякого сомнения, является ударником из ударников, одним из наиболее уважаемых в мире, человеком, который покинул Yes в то время, когда группа была на своем суперзвездном пике, для того, чтобы войти в King Crimson и заниматься тем, во что он верил.

В 80-х годах, записываясь с King Crimson, Фрипп записал два поистине уникальных и прекрасных альбома гитарной музыки с Энди Саммерсом / Andy Summers из группы Police. Эти альбомы показали, что устремления Фриппа не имеют ничего общего с общепринятыми для групп взаимоотношениями. Он был просто одиночкой, привлекавшим для своей работы обычную комбинацию из баса, ударных и гитары. Достаточно сказать, что сердце Фриппа больше не принадлежало только King Crimson. Как и в 1972 году, в эру Islands - Earthbound, были четыре индивидуальности, называвшие себя King Crimson, способные создавать великую музыку, но, в конечном счете, тянущие в четыре противоположные стороны. В 1984 году для рекламы альбома "Трое из безупречной пары" квартет гастролировал по Японии и Северной Америке и вдруг прервал гастроли. Не было никаких драматичных пресс-релизов или резких заявлений, просто музыканты, явно дружественно, разошлись по своим дорогам.

фото

Фрипп на несколько лет прекратил записываться, посвятив себя созданию чего-то вроде гитарной семинарии под названием "Guitar Craft" / "Гитарное ремесло". Обучение в ней было направлено на овладение унифицированной техникой игры на гитаре путем объединения дисциплины рук, сердца и головы. Не последнее место занимали упражнения по релаксации, как исходному моменту для творчества. Вот оно - практическое применение Фриппом гурджиевской философии "Четвертого Пути". Вообще, идеи и методики Гурджиева, изложенные в книге его ученика Петра Успенского / Peter Ouspensky "In Search of the Miraculous" / "В поисках сверхъестественного", широко используются в этом уникальном существующем и поныне учебном заведении. Работа в "Guitar Craft" привела, в конечном счете, к созданию группы The League of Crafty Guitarists / Лига умелых гитаристов. Фрипп также организовал группу Sunday All Over the World / Воскресенье во всем мире и записал альбом "Женщина или тигр?" / "The Lady or the Tiger?" с певицей Тойей Уилкокс / Toyah Wilcox. В настоящее время Тойя Уилкокс известна также и как миссис Роберт Фрипп.

фото