2003

  • Интервью с Пэтом Мастелотто
  • Пресс-конференция King Crimson в Санкт-Петербурге
  • Выступление King Crimson в Москве
  • Российский дневник Роберта Фриппа
  • Открытое письмо Трея Ганна
  • Роберт Фрипп о замене Ганна на Левина



    ИНТЕРВЬЮ С ПЭТОМ МАСТЕЛОТТО
    опубликовано в питерском журнале "100% КРАСНЫЙ", номер [02)[11) июнь 2003



    журнал

    оригинальный английский текст / original English text


    Владимиру Кальницкому, автору проеКкта "IndoorGames - Русифицированный King Crimson", дал эксклюзивное интервью барабанщик группы Пэт Мастелотто.


    В.К. Может это станет для вас открытием, но в России очень много старых и gреданных поклонников King Crimson. Почему вы так долго не приезжали сюда, и что повлияло на ваше решение включить Санкт-Петербург и Москву в европейское турне 2003 года?

    П.М. Меня вовсе не удивляет, что в России может быть много "старых и преданных поклонников King Crimson". Почему так долго не приезжали? Я не принимаю подобные решения, но думаю, что на то есть много причин. Одной причиной могут быть "старые и преданные поклонники King Crimson"… другие причины - большое расстояние и связанные с этим расходы, ненадежные промоутеры и т.д. Это относится не только к России, Crimson до сих пор не откликнулся на приглашения из Австралии, Чили или Гаваев. Почему приехали сейчас? А почему бы и нет… все меняется.

    В.К. Знакомы ли вы, в какой-то степени, с российской рок-сценой, или наша музыкальная культура известна вам скорее по классическим образцам?

    П.М. К сожалению я очень далек от российской рок-сцены. Я знаю очень очень мало, но готов воспользоваться случаем. Пожалуйста, рекомендуйте… Конечно, я лучше знаком с русской классической музыкой, и, не претендуя на близкое знакомство, чувствую, что она оказала сильное влияние на мое существование.

    В.К. Я думаю, что не всем понятен смысл названия группы King Crimson - Малиновый Король. Есть версия, что это "псевдоним" предводителя падших ангелов Вельзевула, придуманный одним из основателей группы - поэтом Питером Синфилдом. Это действительно так? Может быть теперь, ваше название приобрело какой-то новый смысл?

    П.М. Да, это так. Я согласен с тем, что не всем понятен смысл нашего названия, и знаю историю о синфилдовском Вельзевуле, как, впрочем, и несколько других историй. Для меня King Crimson - это просто название к счастью непостижимого и невероятно плодотворного музыкального феномена.

    В.К. С момента образования в 1969 году, группа прошла через шесть смен состава или, как говорят "кримзонологи", инкарнаций. Сейчас от первого состава в группе остался только Роберт Фрипп. Можно ли, исходя из этого, сказать, что Фрипп, как хранитель традиции, - это и есть King Crimson.

    П.М. Хранитель традиций для команды, которая разрушает традиции… Все верно, Роберт стоял у истоков группы и глубоко хранит ее традиции, но из этого не следует, что он и есть King Crimson. На самом деле, мы ощущаем королевские флюиды даже в отсутствие Роберта… может где-то прячется его дух? Конечно, Роберт - лидер, но, скорее, вынужденный. Внутри группы мы называем его и нашего менеджера Дэвида Синглтона "ККК" - "Кримзоновский Контроль Качества".

    В.К. Известно высказывание Роберта Фриппа о том, что King Crimson “это всегда, в большей степени, способ действия”. В чем же этот "способ" выражается?

    П.М. На мой взгляд, это означает "побуждение к действию при полной свободе действий".

    В.К. Фрипп также сказал, что “когда появляется музыка, которая по силам только King Crimson, тогда, рано или поздно, чтобы сыграть её, King Crimson возникает вновь”. Что, на ваш взгляд, характеризует музыку King Crimson 21-го века?

    П.М. Охарактеризовать музыку King Crimson 21-го века. Да, это вопрос… Я думаю, публика ответит себе на него самостоятельно. Иногда пресса объясняет или пытается объяснить что-то, временами записывающая компания пытается объяснить, упаковать или переупаковать нашу музыку… но, если отбросить шелуху, наша музыка - это взаимная вибрация… вопрос только в том, есть резонанс или его нет.

    В.К. В чем причина вашей особой любви к Японии? Опережающий выпуск новых и издание эксклюзивных коллекционных альбомов, регулярные турне, название "Matte Kudasai", взятое из англо-японского разговорника…

    П.М. Очень много причин любить Японию, и главные - это люди, культура, дух. Сознаюсь, что мы с Адрианом обсуждали эту тему - мы оба много раз бывали в Японии, еще до того, как стали членами King Crimson, и с первого вздоха потеряли голову от любви к этой стране. На самом деле, мы оба мечтаем уехать на Восток и жить в Японии.

    В.К. Как вы создаете новые композиции? Если они не чисто инструментальные, то от чего вы отталкиваетесь: от музыки или от текстов Адриана Белью?

    П.М. Мы поступаем по-разному. Иногда отправной точкой служит джем, своеобразный музыкальный разговор, во время которого мы цепляемся за выразительные моменты, иногда - импровизация, подчас она приходит даже независимо от нас. Многие композиции стали результатом карандашного безумства - Роберт любит сидеть с гитарой и карандашом, пытаясь вобрать в себя этот мир со всеми его звуками. Большую роль играют тексты Белью, причем для того, чтобы начать серьезную работу, бывает достаточно простой его шутки. Каденция или барабанный ход вполне могут встряхнуть дерево с идеями, а бормотание или внезапная тишина могут породить осмысленную музыку. Можно просто выйти на сцену без всякого плана, и что-нибудь да произойдет. Кстати, кофе с кексом помогают творческому процессу почти всегда.

    В.К. Раскройте тайну - как у Адриана Белью рождаются невероятные ассоциативные цепочки вроде "мир - это музей восковых фигур моего устричного супа на кухонном этаже"?

    П.М. Это действительно тайна. Адриан вообще большой специалист по части слов. Он замечательный партнер для развлечений, особенно после виски с колой, и на днях приветствовал собравшуюся за столом компанию словами: "Добрый вечер, мои прекрасные прикормленные примостившиеся приятели".

    В.К. Все члены King Crimson постоянно занимаются собственными музыкальными проектами. Что это за проекты в настоящее время, и мешают они, или наоборот способствуют, развитию группы?

    П.М. Побочные проекты способствуют развитию, так как, время от времени, у каждого из нас появляется необходимость издать нечто не соответствующее стандартам "Кримзоновского Контроля Качества". Уточню, что это не имеет ничего общего со шкалой хорошего и плохого качества. Однако приоритет в любом случае отдается King Crimson, возможности подышать всем вместе. Новые проекты? Адриан подготовил свой ретроспективный сборник и вместе с Лесом Клэйпулом и Денни Кэрри завершает работу над новым альбомом. Я продолжаю сотрудничество с Терри Боззио. Мы уже выпустили компакт-диск и сейчас монтируем DVD с нашим январским концертом. Моим "alter ego" является также электронный дуэт BPM&M, использующий самплы Фриппа и других кримзоновцев. Не так давно, вместе с Тони Левиным, я присоединился к California Guitar Trio, и мы записали альбом "CG3+2". Также я выступаю в составе скромного трио из Остина под названием MasticA. Роберт что-то творит с Дэвидом Синглтоном, а также продолжает работать с Ино и с избранными учениками своей гитарной академии "Guitar Craft", что может вылиться, а может и не вылиться, в музыку для публики. Теперь Трей… помимо The Trey Gunn Band, у него есть еще кое-что. Упомяну только о нашем с ним совместном проекте TU. Сразу после завершения работы над кримзоновским альбомом "The Power To Believe", мы удалились в сиэтлскую студию, чтобы дать выход отложенным идеям. Долгосрочные планы для TU включают в себя "спаривание" с близкими по духу экспериментальными дуэтами по принципу TU plus Two. Первым, в марте 2004 года, планируется союз с нашими чудаковатыми финскими друзьями из Kluster.

    В.К. Как вы проводите свободное время, если конечно оно у вас есть?

    П.М. Мы проводим его так же, как и большинство людей: чтение, уборка, садоводство, поиски, учеба, любовь, уборка, обустройство, тренировка, руководство, объятия, кино, телевизор, автомобиль, уборка, бухгалтерия, платежи, ничегонеделание, отцовство, MTV, собаководство, хакерство, уборка и обустройство, отдых, попытки, Web-серфинг, дерготня, наслаждение жизнью и семьей… упомянул ли я уборку и обустройство?

    В.К. 12 марта этого года в Петербурге состоялся концерт группы 21st Century Schizoid Band, четверо участников которой представляют ранние составы King Crimson. Можно ли, хотя бы в таком плане, считать этот коллектив одной из инкарнаций Малинового Короля?

    П.М. Конечно да. По крайней мере, я так считаю. Я даже могу предположить, что российские "старые и преданные поклонники King Crimson" предпочтут именно их программу.

    В.К. Что бы вы хотели пожелать читателям нашего сайта и всем поклонникам King Crimson в России, с нетерпением ожидающим вашего приезда?

    П.М. Я желаю им радости. Я желаю им не ждать нас с таким нетерпением, чтобы не быть разочарованными. Я желаю им иметь машину времени, чтобы ощутить прежний или будущий Crimson на их выбор… но, так как это, похоже, невозможно, я желаю им придти на наш концерт, при этом ничего заранее не ожидая.

    В.К. Огромное спасибо за ответы на мои вопросы, и до скорой встречи в Санкт-Петербурге!

    П.М. Хочу скорее вдохнуть в себя Россию. Ждем вас всех на концерте.

    в начало страницы



    ОТЧЕТ О ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ KING CRIMSON В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ


    фото


    9 июня 2003 года, сразу же по прибытии в Санкт-Петербург, трое из участников KING CRIMSON (Трей Ганн, Адриан Белью и Пэт Мастелотто) дали пресс-конференцию для местных средств массовой информации. Роберт Фрипп, по своему обыкновению, от участия в пресс-конференции отказался. Печально, но гению можно простить некоторую эксцентричность.

    Событие состоялось в баре "Ливерпуль" (ул. Маяковского, 16) в 6 часов вечера. Музыканты были открыты, веселы и настроены самым доброжелательным образом. К сожалению, это не спасло столь долгожданное мероприятие если уж не от полного, то от весьма близкого к тому провала. Отсутствие пресс-релизов, работающих микрофонов и адекватного перевода сделали свое дело. К тому же, присутствовавшие журналисты продемонстрировали свой довольно низкий профессиональный уровень и абсолютную неподготовленность. Совершенно прав Роберт Фрипп: "Если не знать, куда идешь - вероятнее всего, туда-то ты и попадешь."

    Примеры вопросов, или скорее, реплик: "Где Фрипп?" (на разные лады), "Эндрю /вместо Адриан/, какие чувства ДОЛЖНА вызывать у меня ваша музыка?", "Адриан, мне кажется, что Вас мучают внутренние конфликты. Расскажите, пожалуйста, какие.", "Я считал вас очень серьезной группой, но посмотрел видеозапись концерта в Японии и понял, что вы очень смешные.", "Правда ли, что у Адриана прозвище Джон Леннон?", "Хотите ли вы, что бы ваши дети стали музыкантами?", "Я читала, что Фрипп увлечен философией Гурджиева, который родом из Тифлиса. Не собираетесь ли вы, по этому поводу, посетить Грузию?"…

    Характерный ответ Белью: "Очень прошу ничего больше не спрашивать про Фриппа. Да, он мой друг, но я могу рассказать про него только одно - сегодня утром мы вместе пили пиво и ели рыбу." Что и говорить, Фрипп опять прав: "Качество вопроса определяет качество ответа." Разошлись минут через сорок друг другом неудовлетворенные: музыканты толком ничего не рассказали, журналисты ничего нового не узнали. Одна радость - автографы раздавались неограниченно.

    в начало страницы



    ОТЧЕТ О КОНЦЕРТЕ KING CRIMSON В МОСКВЕ


    фото


    День концерта King Crimson в Москве, 12 июня 2003 года, выдался пасмурным, не очень характерным для начала лета. Однако ожидание столь долгожданного события помогало несколько скрасить впечатления от мрачноватого неба. Вот оно – конструирование света в самом себе…

    Здание ГЦКЗ "Россия" открылось в 18 часов, за час до объявленного концерта. Соседство его с гостиницей "Россия" наводило на мысль, что музыканты живут именно там (в этом смысле выбор промоутеров бесспорно можно назвать удачным). Немного смущали выложенные перед входом мраморные звезды с именами типа "Ирина Аллегрова" и т.п. (сразу живо представилась по соседству звезда с именем такого "малозначительного" композитора и музыканта как Роберт Фрипп, "скромный" талант которого не идет ни в какое сравнение с вышеупомянутой И.А.). В общем – "совок". Пройдя секьюрити-контроль, мы попали в вестибюль ГЦКЗ. Я сразу бросился на знакомые звуки "Level 5" с "The Power to Believe", доносившиеся из магнитофона, стоявшего на прилавке небольшого ларька. Надо сказать, выбор продукции был не очень богатым: переизданные первые альбомы, "Circus", "Thrak", "The Power to Believe", может, кое-что еще (10 июня в Санкт-Петербурге на выступлении в Большом концертном зале "Октябрьский" можно было приобрести также сборник 1986 года "The Compact King Crimson" и DVD "Deja VROOOM" - В.К.). Желающие разжиться "The Power to Believe Tour Box" (в том числе и я) жестоко "обломались". В результате, ограничившись майкой "The Power to Believe" и "бейсболкой" DGM/KC (весьма недешевыми, между прочим), мы пошли коротать время до 19 часов среди развешанных повсюду фотографий "любимых" совковых (и не только) деятелей музыкального "искусства", успевших наследить в ГЦКЗ. Наконец, в примерно в 19:05 двери в зал открылись, и публика устремилась внутрь.

    Со стороны сцены доносились довольно приятные звуки, которые я сначала принял за обычную музыкальную заставку, вставляемую организаторами перед самим выступлением. Лишь когда я кинул свои вещи на свое же сидение, и мельком заметив небольшую толпу перед сценой, до меня дошло – это же саундскейпсы! А где саундскейпсы – там и Фрипп! И точно, на сцене в углу сидел окруженный аппаратурой человечек с гитарой. Поборов мысль о том, что присутствие перед сценой толпы, смотрящую на него с поросячьим восторгом, может отпугнуть Фриппа, я все же пошел вниз. Так я очутился в трех метрах от маэстро (ура, жизнь прожита не зря! шутка, конечно). Многие стояли около сцены и не хотели уходить, это напоминало молитву спустившемуся на эту несчастную землю божеству. Боясь, что я буду скомпрометирован вдруг вспыхнувшей в окружении проклятой вспышкой, я пошел обратно на свое место (В Питере, после первой же фотовспышки, Фрипп замахал руками, ушел и не возвращался минут 45 - В.К.). Минут через 10-15 Роберт ушел, оставив саундскейпсы угасать, пока собирается публика. Еще минут через 20 он вернулся, поиграл минут 5 и опять ушел. За это время народу в зале заметно прибавилось. Толпа, стоявшая перед сценой, в целом "рассосалась", но некоторые особенно упертые фэны продолжали стоять и садиться не собирались. Примерно в 18:55-19:00 на сцену вышел человек, знакомый мне еще по концерту Jethro Tull в Москве, Александр Чепарухин (отдельное спасибо этому человеку), который от лица группы и промоутеров "Green Wave" попросил публику "не записывать происходящее, не фотографировать и не курить", а также передал личную просьбу кримзов стоявшему прямо перед сценой секрьюти, что было бы неплохо где-нибудь схорониться. Наконец, вроде все успокоились, свет потух, и под овации на сцену вышел Малиновый Король… Подданные пали ниц.

    Ну, что можно сказать... Концерт, выпавший на День России был великолепен. Вот список сыгранных вещей:
    1. "Soundscapes".
    2. "The Power to Believe I: A Cappella" - Тут, собственно, добавить нечего.
    3. "Level 5" - Ребята задали, что называется, жару. Одна из самых сильных вещей с диска, которую сам Фрипп сравнивает с такой классикой как "Red". И не зря.
    4. "ProzaKc Blues" - Честно говоря, не очень нравится мне эта вещь, лучше б на "Potato Pie" заменили, звучало бы посвежее. Слова "Elephant Talk" Адриан "попросил" спеть зал, что ему с горем пополам удалось.
    5. "The ContruKction of Light" – На мой, сугубо личный взгляд, не самый лучший номер на одноименном диске, но живьем он звучит очень даже неплохо. Ганн со своей монстроидальной Уорр-гитарой и паучьей техникой звукоизвлечения впервые произвел очень сильное впечатление.
    6. "Facts of Life" - Без студийного Intro. Неожиданное вступление соответствовало завершению песни на диске, а "восточный" кусок в начале был заменен основным риффом (если к King Crimson вообще применим этот термин), что несколько разочаровало. "Балалаечное" соло Фриппа звучало громко. Нет, даже ГРОМКО. Вообще, хочется отметить работу звукоинженеров, сумевших вывести звук на очень приличный уровень. Каши почти замечено не было, группа звучала мощно, но на уши и мозги не давила.
    7. "Elektrik" – Тоже, вроде, типичная вещь для последней инкарнации Короля, но, в то же время, одна из сильнейшая и самых необычных на диске. Поверьте, живьем она звучит даже лучше. С этого момента, я начал ощущать присутствие Музыки в зале.
    8. "The Power to Believe: Part II" / "Virtuous Circle" – Ударный дуэт в лице Мастелотто и Белью на V-Drums’ах почти ввергнул в транс своей довольно затяжной импровизацией (видимо, исключительность момента почувствовали и сами музыканты). В этот самый момент меня отвлек сновавший туда-сюда по проходу мужик, и тут я осознал: концерт уже где-то в своей середине, а столько еще не сыграно, что у собравшейся публики явно наблюдается "малиновый" голод. Так что одного визита явно будет мало (это тонкий намек промоутерам, но ведь далеко не все зависит от них).
    9. "Dinosaur" - Вызвал у многих жуткий энтузиазм, хотя бросилось в глаза, что Адриан старается не брать высокие ноты, взял лишь один раз в конце.
    10. "One Time" - Я бы предпочел "Walking On Air", но тоже очень мило (А мне больше нравится "One Time" - В.К.).
    11. "Happy With What You Have to Be Happy With" - Немного странное исполнение этой замаскированной под ню-метал/грандж/незнаючтоеще битловщины, не все сразу узнали эту песню с последнего альбома.
    12. "Dangerous Curves" - Мой фаворит. Очень удачная замена "The Talking Drum". А игра Мастелотто на таких экзотических инструментах как цепи и прочем инвентаре весьма забавляла и вызывала однозначные ассоциации с прошлым King Crimson времен композиции "Larks’ Tongues in Aspic", последняя версия которой не заставила долго себя ждать.
    13. "Larks' Tongues in Aspic, Part IV" – Мощнейший инструментал, блестяще сыгранный, моя любимая вещь с "The ConstruKction of Light" в силу уже упомянутой мощи и невероятных "запилов" обоих гитаристов, слепленный с инструментальным вариантом "Coda: I Have a Dream", как это сделано на альбоме "Happy With What You Have to Be Happy With" (как, наверное, правильно отметил один из американских фэнов: "Слова застряли у Адриана в глотке после 11 сентября").
    Примечательно то, что "Dangerous Curves", "наследника" "The Talking Drum" вставили перед "Larks' Tongues in Aspic, Part IV", "наследником" "Larks' Tongues in Aspic, Part II". После основной части концерта зрители проводили группу овациями стоя, никто не садился, пока ребята не вернулись на сцену.

    Первый Encore:
    1. "The Power to Believe: Part III" / "The Deception of the Thrush" – Почти импровизационная вещь. Ганн, Фрипп и Мастелотто сорвали овации, в особенности Ганн, игравший на Уорр-гитаре, как на пианино, хотя, это и есть наполовину пианино.
    2. "Three of a Perfect Pair" - Акустический вариант в исполнении Белью также вызвал много энтузиазма. После номера остальные участники группы вернулись на сцену, аплодируя Белью, по крайней мере, Фрипп аплодировал точно.
    3. "Frame by Frame" - Честно говоря, если бы Ганн играл на стике, звучало бы лучше. Да, наверное, и не в нем дело, а в общей смазанности (это опять мое сугубо личное мнение) исполнения.

    По-моему, на этом месте музыканты попробовали было опять уйти, но им пришлось вернуться и после слов Белью "We are not finished yet" сыграть второй Encore:
    1. "Elephant Talk" - Те же замечания, что и к "Frame by Frame". Все-таки классика в исполнении двойного трио звучала лучше (можно сказать, классически).
    2. "Red" - Потрясающее исполнение великой вещи. Группа, наконец, вновь зазвучала мощно, как и должна. Шквал аплодисментов и бешеный энтузиазм зрителей.

    Группу задарили цветами, три раза аплодировали стоя, и никто не хотел, чтобы вечер завершался. Белью вытащил под софиты Фриппа и отдал ему букет роз. В свою очередь, Фрипп обвел зал взглядом "через бинокль" и удостоил публику своими аплодисментами. В зале уже включили свет, а группа все стояла на сцене перед так же стоящим залом. Все. Сказка закончилась, правда, Белью один раз выбежал за забытым букетом, помахал рукой и скрылся, надеюсь, что не навсегда. Малиновый Король покинул сцену.

    Что хочется отметить из событий, напрямую к музыке не относящихся: иногда складывалось впечатление, что некоторые из зрителей пришли просто потусоваться, а не послушать музыку, и уж тем более не творить ее вместе с группой. Без конца кто-то выходил покурить или отлить, приходил и начинал мозолить глаза своей далеко не стеклянной спиной, что жутко отвлекало (В Питере какой-то придурок из первого ряда вскочил посреди выступления, и с криком "Ну, ты меня достал!" с шумом покинул зал - В.К.). На редкие, но участившиеся к концу выступления, выкрики из зала, вроде "Шизофреника давай!" или "Ларкс тонгс оф(!) эспик!", Белью ответил так: "My English is not so good" / "Я не так хорошо говорю по-английски", чем вызвал одобрительный смех.

    Единственное о чем я лично жалею, так это о моем неведении того, что 11 числа трое из участников группы (Фрипп прохлаждался в гостинице) раздавали автографы, хотя, это может и к лучшему, фетиш все-таки…


    Виктор Лучиц, Москва

    в начало страницы



    ИЗ РОССИИ БЕЗ ЛЮБВИ
    (российский дневник Роберта Фриппа с некоторыми комментариями Владимира Кальницкого)


    Воскресенье, 8 июня 2003 г.


    Этим утром мы прилетели из Стокгольма в Хельсинки.

    Вопрос: Итак, зачем стольким людям нужно было затратить столько времени и усилий и собраться в это конкретное время в этом конкретном месте?
    Возможный ответ №1: Нет ни хрена никакой причины.
    Возможный ответ №2: Потому, что это место находится на пути в Россию.

    Не очень лестно для финнов, но приятно для нас. Тем более что, насколько мне известно, Фрипп "всю плешь проел" Брайну Ино (у которого, кстати, русская жена) своими сомнениями о целесообразности поездки в Россию - В.К.

    Понедельник, 9 июня 2003 г.

    Пограничники на российской стороне границы очень молоды и просят компакт-диски. Наконец, наши бумаги в порядке. Едем вдоль длинной очереди грузовиков к ее началу (возможно, это часть "приготовлений" к нашему визиту), а затем проходим иммиграционный контроль.

    К сожалению, это не дань уважения к музыкантам. Просто досмотр грузовиков и автобусов на таможенном посту "Торфяновка" происходит в разных терминалах. - В.К.

    Подъехали к гостинице в Санкт-Петербурге около 10:45. Прогулявшись вдоль двух, довольно протяженных, кварталов и, расположившись на ланч рядом с отправной точкой, мы с Адрианом довольно плодотворно обсудили кримзоновские перспективы. Затем я вернулся в отель, чтобы вздремнуть перед вечерними гитарными упражнениями, а остальные Кримзоны отправились на пресс-конференцию и последующий ужин с промоутером.

    Петербургская гостиница "Октябрьская" была довольно странным выбором, объяснимым только экономией средств. В советские времена в ней жили группы отечественных туристов и растворенные среди них нелегалы из стран Третьего мира. Штат швейцаров и коридорных из КГБ бдительно охранял их от непрошенных глаз. - В.К.

    Вторник, 10 июня 2003 г.

    Еда, предложенная на завтрак, была полностью приемлемой, однако, размышляя о музыкальных возможностях следующего этапа развития группы, я ограничился кофе, чтобы пораньше поспеть в концертный зал на репетицию…

    Потом я настроил себя самым позитивным образом на выступление в Санкт-Петербурге и на наш дебют в Москве, даже подумал о возможности участия в пресс-конференции - вот до чего дошло! Я снова в автобусе, прячусь от толпящихся снаружи фанов, один из которых только что выстрелил фотовспышкой и помахал рукой.

    Выступление было назначено на 19:00, но как нас предупредили, здесь это означает, что шоу начнется в 20:00. По моему мнению, шоу должно начинаться в назначенное время, поэтому я начал саундскейпс вовремя, предполагая играть минут сорок, чтобы затем уйти и вернуться вместе со всей группой.

    Интересно, кто из команды промоутера со смаком позорил своих соотечественников. - В.К.

    Саундскейпс начались в Санкт-Петербурге ровно в 19:00 и оборвались в 19:12 после фотовспышки. Человек стоял прямо перед сценой, прямо перед глазами. Имел бы дрын (где бы достать?), пришел бы в себя и …бац! Я выключил саундскейпс, встал, посмотрел на удаляющуюся спину (зачем убегать, если ты прав) и покинул сцену.

    Виновата администрация концертного зала. Не было ни звонков, ни объявлений о начале выступления. Зал был еще на треть пуст, человек двадцать, и я в том числе, стояли у сцены, а многие неискушенные вообще приняли саундскейпс за настройку инструмента. - В.К.

    Вышли все вместе около 20:00. И чудо - у меня вырубился звукосниматель на грифе. За всю мою музыкальную карьеру, такое случилось впервые. Странные вещи происходят, когда люди, электричество и музыка собираются вместе. Невозможно понять, как и почему, но, несмотря на хорошее западное либеральное образование и триумф рационализма, странные вещи продолжают происходить. Вроде вспышки во время "The Power to Believe" и странной ноты, заскочившей в тот же миг в петлю саундскейпса. Вот и еще одно "впервые". Во время спокойного вступления к "Dangerous Curves" кто-то несколько раз очень громко прокричал: "Matte Kudesai".

    Да, некоторые выкрики просто поражали своей идиотичностью. Счастье еще, что никто из музыкантов не знает русского языка - В.К.

    Адриан был в ударе, Пэт и Трей оба - выше всяких похвал. Мое же личное шоу вышло слабым. Утрата половины звучания поставила меня в крайне невыгодное положение: "The ConstruKction of Light", "Elektrik", "One Time" провалились; быстрые бегущие пассажи из "Larks' Tongues In Aspic, IV" превратились в тусклый ряд оброненных нот, утративших всякую плавность. Случайные всплески звука участились к концу выступления. Вместо того, что бы выйти на поклоны, я покинул сцену.

    Поразительно, но ни я, ни мои знакомые ничего подобного не заметили. Очевидно, общее звучание было настолько мощным, что скрыло отдельные огрехи. Про уход со сцены “по-английски” все в зале подумали, что, если это не обычная манера поведения, то Фриппу просто не понравился прием. - В.К.

    Аудитория: Совершенно не понял ее отношения. Под конец ощущалась поддержка, но в начале я чувствовал недовольство.

    Еще бы, пятидесятиминутное ожидание после бегства Фриппа очень всех раздражило. - В.К.

    Среда, 11 июня 2003 г.

    Дорога на Москву - это по большей части шоссе с четырьмя полосами движения, по две в каждом направлении. Иногда оно сужается всего до трех или двух полос. Места, через которые мы проезжаем, - это в основном деревни с деревянными домами из другого века. Для западного глаза они очень причудливы, идиосинкразичны, традиционны. На вид, они все нуждаются в ремонте, но массовость явления приводит к мысли о том, что это требует непозволительных затрат. Изредка встречаются новые дома, объединенные тем, что все они уродливые, ужасные и абсолютно не гармонируют с традиционными. Деревни могут быть, а могут и не быть деревнями; более точно, - это дома вдоль дороги, которая в этом месте расширяется, возможно, расположенные таким образом исходя из сельскохозяйственных нужд.

    Мы на территории, обозначенной как Московская область. Проезжаем мимо населенных пунктов, ярко представляющих собой архитектуру советского периода. Выглядит все это, говоря одним словом, негостеприимно. Недалеко от Москвы замечаем огражденный забором строящийся жилой комплекс с отличным выездом из центральной зоны, явно предназначенный для "новых русских".

    Ну, глаз-алмаз (или ватерпас). Четвертый день в стране, а уже во всем разобрался. – В.К.

    При въезде в город, около часа мы простояли, дожидаясь получения пропуска в центр города для нашего автобуса. В связи с Днем независимости, многие улицы были перекрыты. Наконец, около 17:00 мы прибыли в гостиницу. Мой номер, расположенный со стороны главного фасада, выходит окнами на Храм Василия Блаженного (знаменитое увенчанное луковицами и ярко раскрашенное сооружение на Красной площади) и Кремль.

    Гостиница представляет собой триумф советской архитектуры 60-х годов, и была удостоена наград. Она построена на месте разрушенных церквей. Утверждается, что это самый большой отель в Европе. Вид из моего номера был замечательным, хотя виднеющиеся железобетонные башни диссонировали с расположенными ближе традиционными зданиями. Гостиница, хоть и привлекательная для всех, кто интересуется аутентичной советской архитектурой 60-х с аутентичной же мебелью (а, возможно и с "жучками"), абсолютно не подходит для западного гастролера. Не то что бы заключение в тюрьму с мягким режимом, а, скорее, заключение в тюрьму с мягким режимом, но с неприятным персоналом. Вид был замечательным, и гитарные экзерсисы с видом на Василия Блаженного - это что-то исключительное, но общий настрой был: "Нельзя!" Гостиница в Санкт-Петербурге была похожа на больницу, а в этой было значительно меньше радушия.

    Что-то Олдосом Хаксли потянуло. – В.К.

    Я выбрался на улицу около 18:45 и изучил окрестности. Красная площадь была закрыта по случаю подготовки ко Дню независимости, но не настолько, чтобы заглушить ощущение того, что я там был. Когда я вернулся в гостиницу, все собрались на прогулку, предложенную промоутером. Я же провел вечер, меняя струны и упражняясь.

    Четверг, 12 июня 2003 г.

    В это праздничное утро я встал в 08:30. Пока мылся под душем, услышал стук в дверь: стучал милиционер, давший указание закрыть окна. Вообще-то они были закрыты, но я не стал об этом говорить. Такие меры безопасности связаны с тем, что фасад гостиницы выходит на Кремль и Красную площадь, а в этот день на Красной площади должны были состояться торжества.

    Мое утреннее сидение перешло в утреннее лежание-вытянувшись-на-бровях. Затем упражнения и приглашение на фотосессию. Это была моя инициатива: Кримсон на Красной площади, такая возможность не должна была быть упущена. Пока мы стояли перед гостиницей, человек с мегафоном кричал, обращаясь вверх к постояльцам, которые были настолько глупы, что открыли свои окна. После такого они их быстро закрыли.

    Методы управления в России сильно отличаются от современных американских, более похожи на испанские и итальянские в начале 70-х и Буэнос-Айрес в начале 90-х. Пэт и Трей считают, что лучше сравнивать с Мексикой, и, может быть, они правы. Но у России есть свои отличительные черты, и традиции, и гордость.

    Сегодня вечером было мощное выступление, отмеченное ужином с устрицами, который Кримсоны организовали себе сами. Сегодня ощущалась поддержка публики: я заметил только одну фотовспышку и то в самом конце выступления. Итог – чувство удовлетворения на сцене и на весь вечер.

    В 23:28 наш автобус отправился в путь. Около полуночи мы начали длинный путь к Риге.

    Пятница, 13 июня 2003 г.

    Мы проезжаем мимо кажущейся бесконечной череды грузовиков, движущихся прямо к началу очереди, пересекающей российско-латвийскую границу. Я не представляю себе, как тут может функционировать обычная жизнь. Все организуется сверху вниз, безо всякой возможности для инициативы, кроме как для криминальных инициатив. Когда контролируется законная частная инициатива, процветают черная экономика и "девиантная" деятельность.

    Довольно банально. Не ожидал подобных клише от Фриппа. – В.К.

    Нашему русскому переводчику не разрешили пройти за первый контрольный пост, так что мы оставили его на дороге, не представляя себе, как он доберется до Москвы или куда-нибудь еще. Очень молодые пограничники – страстные коллекционеры западных компакт-дисков.

    Мы проползли мимо российского поста, а затем простояли еще час, потому что в документах у водителя не оказалось какого-то штампа. В общем, после четырех часов, проведенных на российской стороне, мы оказались на латвийской.

    Едем через границу. Во встречном направлении - кажущаяся бесконечной очередь грузовиков на въезд в Россию.

    Латвийская сельская местность значительно более зеленая и ухоженная, чем на российской стороне границы. До этого шел дождь, теперь небо синее с серыми облаками, сияет солнце.

    Ну, прямо Голливуд! Бросок через Железный занавес. Апофеоз клишированных банальностей. Мистер Фрипп, где же Ваше западное либеральное образование, триумф рационализма и широкий непредвзятый взгляд на жизнь. Невольно приходит на ум текст Ричарда Палмер-Джеймся из "Starless": "Ослепительный закат дня – золото сквозь мои глаза. Но мои глаза повернуты внутрь, видят только Беззвездие и Тьму Египетскую." – В.К.

    в начало страницы



    ФРАГМЕНТ ОТКРЫТОГО ПИСЬМА ТРЕЯ ГАННА


    "… удивительное путешествие"

    21 ноября 2003 года
    Всему приходит конец. И вот, завершается моя жизнь в King Crimson.

    Я посылаю это благодарственное письмо всем людям, которые прошли через опыт бытия частью King Crimson, частью мощной и существенной.

    Я благодарен всем музыкантам, с которыми делил сцену, созидательный процесс и долгие поездки на автобусе: Роберту Фриппу, Адриану Белью, Пэту Мастелотто, Тони Левину и Биллу Бруфорду. Могу назвать этих цельных, ярких, крепких как камень, сотрясающих землю и восприимчивых личностей своими друзьями и соратниками, которые были для меня постоянным источником удивления...

    … Ранее в этом году, предчувствуя неизбежность завершения этой фазы моей музыкальной жизни, я провел некоторое время, оглядываясь назад. Я вспоминал исходные цели, которые ставил перед собой, будучи начинающим музыкантом. К моему удивлению, я понял, что достиг их. В свое время, я сформулировал их для себя просто и элегантно: я хочу играть с лучшими музыкантами на планете и творить по возможности самую мощную и необычную музыку. Я добился этого. Я добился с этой группой: King Crimson. И… я не нуждаюсь в том, что бы продолжать делать это снова и снова.

    Этот путь занял десять лет (без учета предыдущих восьми лет работы с Робертом Фриппом во многих других проектах). Вместе с группой мы выпустили 17 компактов и 2 DVD, а также сотни раз выходили на сцену. Повторю, музыкант не может желать большего.

    Музыканты вообще следуют своим инстинктам. Следуя своим, я понял, что нахожусь в пути. Я играл на многих различных инструментах, и, даже когда остановился на струнных инструментах тач-стиля, я продолжал двигаться вперед. От различных конфигураций струн к различным строям и различным исполнительским ролям. Редко я останавливался более чем на год или два. Такое ощущение, что, единожды добившись чего-то, я уже этого добился. И все, что тогда остается - бросить это и двигаться к чему-нибудь еще.

    Итак, в соответствии с моими целями, как молодого музыканта, настало время двигаться вперед. Куда, я могу сформулировать лишь частично. И сейчас не место и не время для того, что бы строить планы. Сейчас пора сказать спасибо.

    Итак…..

    Спасибо вам, всем.

    Трей Ганн
    Сиэтл

    в начало страницы



    ДНЕВНИК РОБЕРТА ФРИППА

    Четверг, 20 ноября 2003 года
    11:11
    Вполне приемлемый отель, Мехико-Сити

    ...Вчерашнее выступление было последним в этом завершающем турне, завершающем эту конкретную стадию деятельности King Crimson (1999-2003) и эту конкретную инкарнацию - Состав Семь.

    Завершение обладает потенциалом: ничто не потеряно, кое-что нажито, кое-что стало возможным. Все сохранилось таким же, и, в то же время, стало другим.

    Итак, какой будет следующая стадия развития Crimson? 13 января 2004 года исполнится 35 лет со дня основания группы, пять жизненных циклов с того момента, когда пять молодых основоположников встретились в подвале кафе на Fulham Palace Road. На юбилейный 35-й год я предложил остальным членам группы следующее:
    1. Мы реактивируем нашего Пятого Человека – Тони Левина. Тони согласился вернуться к активной работе в King Crimson. В настоящее время, запланировано начать репетиции на “Studio Belewbeloid” во второй половине апреля, затем возобновить их в июне с тем, что бы Состав Восемь был полностью готов к июлю 2004 года.
    2. Как только Тони Левин будет реактивирован – Трей перейдет на роль Пятого Человека.
    3. В том случае, если Тони декримзонизируется, Пятый Человек будет призван назад на кримзоновскую службу, и Трей снова станет активным членом Crimson.
    4. Таким образом, создаются три варьируемые живые инкарнации King Crimson:
    Квартет: АБ, РФ, ПМ, ТЛ – Состав Восемь.
    Удвоенный Дуэт: АБ, РФ, ПМ, ТГ – Состав Семь.
    Квинтет: АБ, РФ, ПМ, ТГ, ТЛ – Состав Девять.
    5. Все пять членов Crimson находятся в состоянии постоянной готовности к кримзоновскому ПроеКктированию: свобода воли, спонтанность, мобильная импровизация и выступления. Изначально, все это, похоже, будет происходить на “Studio Belewbeloid”. Целью является генерирование нового материала:
    для кримзоновского репертуара;
    для музыки, которая станет доступной с помощью новых технологий, таких как предполагаемый подписной сайт DGM (объединяющий цели “BootlegTV”).

    Во время евротурне, я предложил Трею подумать о возможности участия в квинтете, но тогда это его не вдохновило. Я надеюсь, что после реактивации ТЛ его настроение изменится. Трей также сказал мне во время турне, что, как музыкант, он достиг предела своих юношеских амбиций. Я сам несколько раз пытался уйти из музыкальной индустрии, но каждый раз сдавался. Надеюсь, что Трей придет к тому же.

    в начало страницы