2004

ОТЧЕТ О ВЫСТУПЛЕНИИ TU В МОСКВЕ


Фотографии Сергея Завалишина: TU TU + Sonus Acrobata Оля

сувениры


Предисловие: о билетах

О выступлениях дуэта TU (Trey Gunn и Pat Mastelotto) в Москве я узнал совершенно случайно, от нечего делать зайдя на www.krimson-news.com . Поиски расписания довольно быстро увенчались успехом: оно обнаружилось на сайте Трея. Далее нашел ресурс московского клуба "Б2", в котором и проходили два концерта. Узнал телефон, цену и на следующий день я подъехал туда за билетами. С некоторыми проволочками (было часов двенадцать дня, а "билеты будут только с двух") купил три штуки и уехал, довольный собой. По дороге у меня было сильное желание снять мелковатую афишу TU при входе, но решил оставить этот акт вандализма на время после концерта.

Перед концертом

Подъехали мы к клубу "Б2" часов в десять вечера. Народу было немного (сказалось то, что рекламы особо не наблюдалось, да и концерт был уже второй: первый прошел 16 апреля).

В самом клубе народ потихоньку тусовался в ожидании действа: пил, курил и говорил (одновременно). Мы прошли немного вниз, взяли по кружке пива и принялись ждать. Минут через тридцать, уже стоя перед сценой, выяснилось, что концерт задерживается минимум до 23:30. Все оставшееся время народ занимался тем, что развлекался, по-разному приветствуя еще не вышедших музыкантов (на сцену по-очереди вызывались Трей, Пэт, Снегурочка, без которой, по-моему, не обходится ни один концерт, и даже Фрипп). Нас то и дело обдавали "дымом" из стоявшей рядом установки, видимо, чтобы не скучали. Мы стояли где-то во втором ряду у сцены, перед нами - парень с девушкой и камерой, а сбоку нарисовалась весьма странного вида компания, по-моему, обдолбанная в хлам. Ну да ладно. Зато удалось разглядеть установку Пэта, состоявшую в основном из "живых" барабанов и пары процессоров. Один раз на сцену вышел и он сам, вынес недостающие "драмсы", поприветствовал собравшихся и ушел. Трея и его Уорр-гитару видно не было.

Где-то уже в районе двенадцати музыканты, наконец, вышли на сцену, народ сгруппировался, компания слева вытащила трубки, и концерт начался.

Концерт

Саму музыку TU описать довольно трудно. Приблизительно ее можно описать как навороченную смесь из эмбиэнта, авангарда и рока, на 80-90% сымпровизированную, на 10-20% - заготовленную. Это надо слышать самому. Поражало взаимопонимание музыкантов, отточенное за 10 лет выступлений в King Crimson и других проектах. Практически весь концерт Трей и Пэт переговаривались друг с другом, улыбались и получали явное удовольствие. Последний, если мне не изменяет слух, сумел даже продемонстрировать свои познания в русском при общении с близстоящей публикой. Вообще, стоит отметить позитивный настрой, царивший в зале.

Трей весь концерт демонстрировал чудеса звукоизвлечения на Уорр-гитаре, изредка отвлекаясь на стоявший неподалеку компьютер и странного вида клавишный инструмент, напоминающий пианино для лилипутов. Иногда он умудрялся играть на всем этом деле одновременно.

Пэт же, напротив, сидя почти всю дорогу на одном месте, иногда звучал как целый оркестр. Обычно он задавал ритмический рисунок при помощи заготовленных "петель", а затем пускался в импровизацию вместе с Треем, играя поверх запущенного им же ритма. Временами они вдвоем начинали звучать довольно жестко (в эти моменты мне вспоминались наши совковые "заслуженные артисты", которых на сцене может быть целая толпа, а звучат они как одна дурацкая драм-машина).

Наверное, это был один из тех концертов, когда наблюдение за музыкантами доставляет, пожалуй, не меньшее удовольствие, чем сама музыка. Высший класс. Особенно запомнились первая композиция с гитарными сэмплами Пэта и последний джем, в основе которого лежали темы из "Red" и "Larks' Tongues in Aspic IV".

Отыграв где-то около часа, к микрофону подошел Трей, поблагодарил собравшихся и сказал, что присутствующая аудитория - поддержка лучшая, чем она себе может представить. Далее на сцену вышел Александр Чепарухин, поделился планами "Greenwave Music", а затем представил польский дуэт Sonus Acrobata, который должен быть вместе с TU отыграть вторую часть концерта.

Этот дуэт представляет из себя гитариста, который самостоятельно сделал свою баритон-гитару, и лучшего (по мнению А. Чепарухина) барабанщика Польши. Вчетвером они отыграли весьма неплохо. Особенно порадовал дуэт ударных. Трей помимо самой игры еще занимался наблюдением за гитаристом Sonus Acrobata. За ним действительно было довольно любопытно наблюдать, потому что человек в основном дергал свою гитару за одну струну с видом, как будто он исполняет сложнейшее соло.

После концерта

После концерта все желающие могли подойти к музыкантам, немного пообщаться, взять автографы и сфотографироваться. Неподалеку стояла пара прилавков, в основном продавали диски и кое-что еще. Я купил диск TU (изданный буквально перед концертами "Greenwave Music" и пошел сначала к Трею. Мне удалось с ним коротко переговорить и спросить о его уходе из Crimson (я понимаю, что, наверное, его уже достали с этим вопросом, но удержаться все равно не смог). Он ответил, что 10 лет играет в этой группе, ему слегка поднадоело, и пора попробовать себя в чем-то новом (если кто не знает, сейчас у него свой проект, что-то вроде мультимедийного театра). Я пожелал ему удачи и выразил надежду на скорую встречу. Пэт, стоявший рядом, оказался менее общительным товарищем, хотя тоже охотно раздавал автографы и как обычно улыбался.

Единственное о чем я сейчас жалею, так это о том, что не взял с собой камеру (после прошлогоднего концерта KC я не был уверен, что съемка будет разрешена) да так и не забрал с собой афишу при входе - на обратном пути ее уже не было…

Виктор Лучиц, Москва