ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

В начале 2000 года было официально объявлено о том, что состав ProjeKct X / ПроеКкт Десять представляет собой не что иное, как "удвоенный дуэт" / "double duo" - новое воплощение King Crimson. Некоторое время ProjeKct X и "удвоенный дуэт" существовали параллельно. По словам Фриппа, это была "абсолютно одинаковая внешняя оболочка, но разный подход к делу. King Crimson - это композиция, а ПроеКкт - импровизация". В мае 2000 года, как и было обещано, вышел очередной кримзоновский студийный альбом "Кконструирование света" / "The ConstruKction of Light" - удивительная смесь ранних воплощений King Crimson с ProjeKctами. На связь времен указывали даже названия композиций: "ТреКкснутый" / "FraKctured" (вспомним композицию "Трещина" / "Fracture" с альбома "Starless And Bible Black") и "Заливное из язычков жаворонка - Часть IV". Электронно-искаженный до неузнаваемости голос Адриана Белью местами сильно напоминал вокал Грега Лэйка на композиции "Шизофреник 21-го века". Жесткие, приправленные черным юмором, тексты альбома отражали весьма пессимистический взгляд авторов на современную жизнь.

фото

Вслед за выходом альбома, после нескольких майских концертов в Нэшвилле (США) группа отправилась в большое турне по Европе, Америке и Японии. Итогом европейского этапа турне стал тройной концертный альбом "Тяжелая конструКкция - европейские концерты 2000 года" / "Heavy ConstruKction - Live in Europe 2000". Второй диск альбома содержал видеозапись в формате Windows Mwdia, сделанную на концерте группы в Риме.

афиша

Удвоенный дуэт оказался на удивление стабильным и продержался почти четыре года. Назвав свой стиль "Nuovo Metal", музыканты провели период с 2001 по 2003 год, совмещая выступления с работой над новым материалом в студии. За это время они выпустили концертный мини-альбом "Уровень Пять" / "Level Five" , мини-альбом репетиционных записей "Счастлив с тем, что у тебя есть для счастья" / "Happy With What You Have To Be Happy With" и долгожданный полноценный студийный альбом "Сила верить" / "The Power To Believe", ставший кульминацией трех лет поисков своего нового лица. В музыкальном плане, в чем-то схожий с "The ConstruKction Of Light", альбом представлял собой на редкость цельное, объединенное общей заглавной темой, произведение, еще один шаг за привычный музыкальный горизонт.

афиша совместного выступления с Джоном-Полом Джонсом

фото: Роберт Фрипп

фото: Адриан Белью

фото: Трей Ганн

фото: Пэт Мастелотто

Традиционное американо-японо-европейское турне 2003 года имело одну весьма существенную особенность - летом нога Малинового Короля впервые ступила на российскую землю. Хроника пришествия была такова: 9 июня - пресс-конференция Белью, Ганна и Мастелотто в Санкт-Петербурге, 10 июня - выступление King Crimson в питерском БКЗ "Октябрьский", 11 июня - пресс-конференция в Москве, 12 июня - выступление в московском ГЦКЗ "Россия". Несмотря на предвзято-критический взгляд Роберта Фриппа на Россию в целом, отраженный в его дневниковых записях, публикуемых на сайте "Discipline Global Mobile", хотелось надеяться, что дорога проложена и ей не суждено зарасти.

фото

фото

питерский флаер с пророческой заменой Трея на Тони

московская афиша

Конец 2003 года группа провела, гастролируя по Америке. 21 ноября, сразу по окончании турне, на официальном сайте Трея Ганна появилось открытое письмо с заявлением о его уходе из King Crimson и туманным объяснением, что причиной подобного шага является то, что он уже достиг всех целей, которые ставил перед собой, будучи начинающим музыкантом. Первоначальный шок от этого известия несколько сгладил Роберт Фрипп, объявивший в своих дневниках, что Трей будет заменен находящимся в резерве пятым членом группы Тони Левиным. По мнению Фриппа, такое положение вещей даже откроет перед King Crimson новые просторы для ПроеКктирования. Все это подтвердил и Адриан Белью. Вот отрывок из дневниковой записи, опубликованной на его сайте в марте 2004 года: "В субботу 6 марта "StudioBelew" наполнилась мелодичным щебетом Чэпмен-стика, на котором Тони Левин исполнил вступление к "Elephant Talk", возвещая тем самым рождение седьмой официальной версии King Crimson. …К концу дня мы с гордостью могли констатировать, что достигли прогресса и даже быстрее, чем предполагали… В любом случае Могучий Крим №7 стартовал. К концу дня мы были достаточно самоуверенны, что бы откупорить бутылку "шипучки" для тоста за наше будущее."

фото

Сентябрьские дневники Фриппа подтвердили, что репетиции новой кримзоновской инкарнации идут полным ходом, однако, в феврале 2005 года на сайте ”Classic Rock Revisited” появилось интервью Адриана Белью, в котором он сказал следующее: “Да, мы вернули Тони в группу. В этом нет ничего, направленного против Трея, он отличный человек, отличный музыкант, и я по нему даже скучаю. Думаю, что взгляд Фриппа на то, куда движется группа, предполагает присутствие Тони Левина. Это единственное объяснение, которое у меня есть. Все что мы имеем – это две репетиционные сессии, которые были направлены на скорейшее вовлечение Тони в незнакомый ему репертуар и на повторение группой старого материала, в котором он принимал участие. За это время нам удалось разучить двадцать вещей – Тони очень восприимчивый ученик и замечательный музыкант. Теперь, если нужно, группа может начать выступать, но я думаю, что это больше не в планах Роберта. Раньше он возможно этого хотел, но сейчас он намерен посвятить много времени архивным материалам и изучению способов распространения музыки через интернет и немного – работе над новым материалом.”

В мае в немецком журнале "JAZZthetik" появилось более оптимистичное интервью Адриана: “Весной мы с Робертом в первый раз соберемся в моей студии, чтобы посочинять. Я не знаю, что у него на уме, но в King Crimson никогда не было недостатка в идеях. Правда, случались длинные паузы. Мы собираемся, когда есть что сказать. Тони Левин вернулся в группу, и я этому очень рад. Постараемся создать что-то новое, но в King Crimson все приходит в свое время. Во всяком случае, пройдет не менее полутора лет, прежде чем мы закончим новый альбом и будем готовы отправиться в турне”.

Оптимизма значительно поубавило следующее интервью Белью, данное им в середине июля еженедельнику из Цинциннати "City Beat": "King Crimson берет двухгодичный отпуск. Мы соберемся вновь для совместной работы над новым материалом в сентябре 2007 года."

Следующий взлет надежд был связан с сообщением, появившемся в августе на сайте 21st Century Schizoid Band, о том, что Мел Коллинз получил приглашение от Роберта Фриппа принять участие в записи нового кримзоновского альбома, однако, краткая беседа с Тони Левиным 20 октября в Петербурге перед концертом Tony Levin Band подтвердила полное прекращение репетиций и не слишком уверенное ожидание нового призыва на действительную службу.

В ноябре 2005 года Роберт Фрипп приступил к размещению на сайте "DGM Live" серии архивных альбомов King Crimson в форматах flac и mp3, предназначенных для платного скачивания и самостоятельной записи на "болванки". Прекрасно, однако объем и поражающие воображение темпы выпуска материала заставили всерьез усомниться в его чисто физической возможности по-настоящему заняться новой инкарнацией группы.

В начале марта 2006 года, как и было обещано Адрианом, Фрипп (гитара) и Белью (барабаны) собрались на студии "Belew" под общим именем ProjeKct Six и записали, по словам Фриппа, "кучу крутой музыки" (lotsa strong music). Смутило, куда подевался ProjeKct Five, но, возможно, это была недолго порепетировавшая седьмая инкарнация: Фрипп - Белью - Мастелотто - Левин...

фото

На какое-то время появилась надежда, что хоть это "минималистическое" проеКктирование, возможно, приведет к возрождению King Crimson, но в том же марте на сайте www.tonylevin.com появилось следующее замечание Тони Левина, касательно состояния дел при дворе Малинового Короля: "Я не знаю, что происходит с Crimson - до меня доходили лишь слухи от фэнов, но никакой информации из компетентных источников".

Дебют ProjeKct Six состоялся 28 июля в Нэшвилле, а осенью 2006 года прошла серия совместных выступлений ProjeKct Six и Porcupine Tree в США и Японии.

21 сентября 2006 года в своем доме в Испании в возрасте 60 лет от сердечного приступа скоропостижно скончался бывший вокалист и бас-гитарист King Crimson Рэймонд "Боз" Баррелл. Как истинный музыкант, он ушел из жизни, окруженный друзьями и с гитарой в руках. Собираясь на вечеринку, Боз что-то наигрывал, как вдруг откинулся на спинку дивана и закрыл глаза. Боз умер, но его удивительный голос остался в Вечности.

фото

В январе 2007 года из дневника Роберта Фриппа стало известно о планировавшемся, но отмененном из-за занятости Тони Левина в Мексиканском фестивале, небольшом американском турне под названием “К3” – Три Малиновых Короля / Three Kings of Crimson: Tony Levin Band, Adrian Belew Power Trio и ProjeKct Six. По замыслу Фриппа, К3 должен был продолжить и развить идею ProjeKctов: каждый состав по отдельности представляет свои работы, а затем происходит джем Тони, Роберта, Адриана и Эрика Слика / Eric Slick (барабанщик из Adrian Belew Power Trio), исполняющих 2 или 3 классические композиции King Crimson. По словам Фриппа, это, конечно, еще не был бы Малиновый Король, но нечто очень близкое к Королю.

22 февраля 2007 года в возрасте 60 лет после продолжительной борьбы с раком пищевода ушел из жизни барабанщик Ян Уоллэс. Спасибо ему за музыку и добрый юмор, которые он принес в этот мир.

фото

Та же инкарнация, тот же возраст...

фото

28 июня 2007 года в дневнике Роберта Фриппа появилась следующая запись: "18.22 Я позвонил в Шато Бельюбелоид, куда вчера возвратился Адриан после турне с The Adrian Belew Power Trio. Мы обсудили растущую террористическую угрозу. Все члены King Crimson (восьмой состав) теперь на месте для празднования 40-летнего юбилея Могучего Кримзона."

Тема возможной реинкарнации была косвенно затронута и дневниковой записи от 3 июля: "Тони Левин позвонил из Италии - по ошибке. Он гастролирует с Питером Гэбриелем и был очень удивлен, услышав мой голос на другом конце линии. Краткое обсуждение встающих вопросов пробуждения Дремлющего Малинового Зверя, после чего Тони продолжил названивать кому он там намеревался."

И, наконец, 31 августа 2007 года в дневнике Фриппа появилось абсолютно конкретное обещание грядущего возрождения группы: "Пришли e-ответы ото всех парней-кримзоновцев на e-mail "Пробуждение Малинового Зверя". ...Всех Кримзоновцев устроили предложенные мной даты первых репетиций в 2008 году."

Подтверждение реинкарнации с некоторым существенным дополнением пришло и от Тони Левина, заявившего в интервью, данном в конце сентября "Music Street Journal": "Нас будет пятеро. Вы уже знаете четверых из нас, но думаю, что знаете и пятого. Это невероятный барабанщик, и я в восхищении от перспективы с ним работать. Все остальное узнаете от Роберта через его дневник на сайте DGM."

Тони не обманул. 9 ноября Роберт Фрипп раскрыл тайну - пятым членом нового состава King Crimson стал Гэвин Харрисон (Gavin Harrison), барабанщик и перкуссионист британской прогрессив-рок-группы Porcupine Tree, автор ряда учебных пособий для ударников. Как отметил Роберт, музыкальная ДНК Гэвина стала частью King Crimson еще на этапе раннего "удвоенного трио" - Билл Бруфорд изучал его педагогические материалы при подготовке своих ритмических обменов с Пэтом Мастелотто.

фото: Гэвин Харрисон

Итак, Роберт Фрипп, Адриан Белью, Тони Левин, Пэт Мастелотто и Гэвин Харрисон.

фото

Единственное турне этого состава King Crimson прошло в период со 2 по 16 августа и состояло из 10 выступлений в 4 городах США.

Еще 4 июня на сайте dailygazette.com появилось интервью Адриана Белью, в котором тот заявил, что выступления квинтета в Штатах продолжатся и в следующем году. А вот европейских турне группы, похоже, вообще больше не предвидится, по мнению Роберта они малодоходны, сопряжены со многими неудобствами, связанными с визами, валютами, утомительными переездами, таможнями, плохими гостиницами, а также приносят слишком мало удовлетворения ввиду отсутствия идеального контакта с аудиторией. Запись нового альбома на повестке дня пока что не стоит - Белью с Фриппом требуется отдохнуть пару-тройку лет.

21 октября в дневнике Фриппа появилась достаточно нейтральная информация о том, что во время его отпуска в офис DGM пришел факс от агента Белью с объяснением невозможности участия Адриана в весеннем турне King Crimson по западному побережью США в рамках празднования 40-летнего юбилея группы ввиду намеченных на это время выступлений The Adrian Belew Power Trio. 29 октября Фрипп высказался по этому поводу уже весьма резко:"Получив информацию, я воспринял ее буквально, отказался от кримзоновских планов и двинулся вперед. Теперь мое внимание, мои интересы и мои планы направлены совсем на другое. Прискорбно, но теперь занят я, момент возможности прошел".

1 ноября Адриан дал интернет-изданию "State of Mind" интервью, в котором не смог скрыть беспокойства: "В следующем году настанет сороковая годовщина группы. Я думаю, что Роберт хочет продолжить существование King Crimson и показать всем, какой великой была эта группа на протяжении 40 лет. И это, действительно, так. Есть новые музыканты и..., что-то всегда случается с этой группой. Всегда. Испытанный способ движения King Crimson вперед - это изменение состава. [смех] Только не избавляйся от меня‚ Роберт!"

7 ноября в разделе "Newsletters" сайта DGM появился ответ агентства Белью на вопрос одного из фэнов, в котором утверждается, что все это - какая-то чудовищная, но уже улаженная, ошибка. Белью готов участвовать в турне King Crimson, в апреле у него заняты только два дня. 13 ноября факт "чудовищной", правда еще не улаженной ошибки подтвердил и сам Адриан. На сайте Белью появилась его заметка "Жизнь слишком коротка, часть II" / "Life is very short Part II" (вспомним текст The Beatles "Мы можем сделать это" / "We Can Work It Out"), в которой описываются причины возможного взаимного недопонимания и приводится выдержка из его письма Роберту: "В какое бы время и в каком бы месте ты не захотел собрать King Crimson для выступления - расчитывай на меня. Я там буду". В конце заметки Адриан пишет, что все это не значит, что гастроли возобновятся, но он очень на это надеется.

2 января 2009 года Адриан опубликовал в своем блоге письмо под названием "Три правды". Вот выдержки из него: "Мне как будто вонзили в спину нож, и я должен его вытащить. Блоггер обвинил меня в "неэтичности". Некоторые пытаются обвинить меня в развале King Crinson - ничто не может быть дальше от правды... Во-первых, я честен и этичен. Все, кто когда-либо работал со мной, знают это... Касательно наших планов на 2009 год. Я помню, Роберт сказал, что позвонит в течение одного-двух месяцев. Не помню, чтобы кто-нибудь сказал: "Не планируй ничего на май", тем не менее, наш майский график не был заполнен и не заполнен до сих пор... Во-вторых, кто сказал, что King Crinson умер? Я верю, что Crinson живет независимо от того, сыграем мы еще пять концертов на западном побережье или 155 концертов по всему миру или никогда больше не будем выступать... Я никому не позволю обгадить 27 лет тяжелого и созидательного труда, пытаясь свести все к анализу последних событий. Я горжусь нашей совместной работой, и никто этого у меня не отнимет... И последнее, я не стану плохим парнем, который угробил King Crinson. Это не правда, это не справедливо, и так не будет. Только Роберт Фрипп может распустить King Crinson, и если он так решит, то это его дело... Было сказано, что есть три правды: ваша правда, моя правда и, наконец, просто Правда. Вместо того, чтобы отвечать на различные фабрикации и бессмысленные пристрастия на своем блоге, я наконец-то решил написать книгу - "Мои воспоминания о King Crinson". Я жажду открыть свою правду, и у меня есть многое, о чем рассказать."

Мгновенная, но единственная реакция в дневнике Фриппа: "Плохие новости: Эду опротивело блоггерство. Хорошие новости: Эд напишет книгу о Crimson."

фотомонтаж

13 января 2009 года Фрипп опубликовал в своем дневнике ответы на некоторые вопросы, заданные на Форуме сайта DGM Live:
В: Что может заставить Crimson двинуться в путь?
О: Потребность, решение, обязательство, возможность, правильный состав, публика, менеджмент, достаточные средства и готовность вынести все это, причем одновременно. Приличные гостиницы и откидывающиеся кресла в автобусах не необходимы, но очень желательны.
В: Возродится ли Crimson когда-нибудь?
О: Пожалуйста, смотрите предыдущий ответ. Я осознаю, что Crimson может внести ценный вклад, но Мир продолжит свой полет сквозь Вселенную и без него. Так, что существование Crimson не является абсолютной необходимостью, насколько я понимаю это слово. Альтернативный короткий ответ: "Понятия не имею".

8 апреля в дневнике Фриппа появилась смутная информация о возможном грядущем ProjeKct Seven, но очень похоже на то, что, почувствовав отсутствие прогресса, Фрипп решил в очередной раз распустить группу.

В конце апреля 2010 года умерла Паулина Лукас, чей вокал украсил композицию "Formentera Lady" с альбома “Islands”.

15 июня в блоге Адриана появилась запись о том, что он предложил Роберту отметить гастрольным туром в 2011 году 30-летие "лучшей живой группы в мире" ("the best live band in the world") - так некогда был титулован состав 80-х годов прошлого века: Фрипп - Белью - Левин - Бруфорд. Адриан предложил свой дом и свою студию "Бельюбелоид" в качестве репетиционной площадки. Не отказывай сразу, сначала подумай, а потом скажи "нет", - пошутил Адриан.

Через месяц, 16 июля, Фрипп опубликовал свой хоть и отрицательный, но достаточно теплый ответ. Мотивируя отказ окунуться в прошлое сомнениями в том, что они смогут сыграть так же хорошо, как 30 лет назад и планами посвятить начало 2011 года сочинительсву, Роберт написал, что соскучился по коктейлю Маргарита со своими друзьями из "Бельюбелоид", поэтому его ответ не "нет", а "очень далеко до "да". Еще в конце июня о своем негативном отношении к разного рода "возрождениям" высказался на своем сайте и Бруфорд.

В июне 2011 года вышел в свет альбом "Дефицит чудес" / "A Scarcity of Miracles", записанный трио Роберт Фрипп, Мел Коллинз, Джакко Джакчик / Jakko Jakszyk (гитарист и вокалист 21st Century Schizoid Band, сотрудничавший с Фриппом и ранее) при участии Тони Левина и Гэвина Харрисона. Альбом был анонсирован, как King Crimson ProjeKct, что позволило надеяться на возможную дальнейшую реинкарнацию King Crimson в этом составе.

Предположение оказалось не очень далеким от истины. 6 сентября 2013 года в дневнике Фриппа появилась следующая запись: "Итак, King Crimson пришел в движение. Теперь это формация, сильно отличающаяся от всего, что было прежде: семь музыкантов, четверо англичан и три американца, причем трое – барабанщики. Семиголовый Малиновый Зверь отправился в путь." В восьмую инкарнацию King Crimson войдут Гэвин Харрисон, Билл Рифлин / Bill Rieflin (бывший барабанщик и перкуссионист групп Ministry и REM, выпустивший в 1999 году вместе с Фриппом и Ганном альбом "Последствия ангельского поведения" / "The Repercussions of Angelic Behaviour"), Тони Левин, Пэт Мастелотто, Мел Коллинз, Джакко Джакчик и Роберт Фрипп. Из последовавшего интервью Фриппа интернет-журналу "Uncut" стало ясно, что работы в студии и появления нового материала от септета ожидать не следует. На концертах будут исполняться старые композиции, адаптированные для измененного состава.

фото

Первый гастрольный тур King Crimson VIII прошел в период с 9 сентября по 6 октября 2014 года и состоял из 19 выступлений в 9 городах США. Сет-листы охватывали практически все время существования группы.




13 января 2015 года, в 46 годовщину King Crimson, вышел первый 41-минутный концертный альбом восьмой инкарнации "Концерт в театре "Орфеум" / "Live At The Orpheum".

В период с 31 августа по 25 сентября 2015 года состоялись 15 выступлений King Crimson в семи городах Великобритании (Эйлсбери, Кардифф, Брайтон, Лондон, Манчестер, Бирмингем и Эдинбург), три выступления в Париже (Франция) и два выступления в Утрехте (Нидерланды). За ними с 13 по 29 ноября 2015 года последовали 11 выступлений в шести городах Канады: Квебек, Монреаль, Торонто, Калгари, Ванкувер и Виктория, а затем с 7 по 21 декабря - 7 выступлений в Японии (Токио, Осака, Нагоя).


Специально к Европейскому туру были подготовлены три совершенно новые композиции. Как пояснил Роберт, “Radical Action” / “Радикальные меры” – это инструментальный блюз на 12/8, базирующийся на C7, F7 и G7. У “Meltdown” / “Месево” и у “Suitable Grounds For The Blues” / “Уместные основания для блюза” есть вокал. “Suitable Grounds For The Blues” – это блюз, но не на 4/4, а с “малиновым” уклоном.

Все композиции и даже фрагменты, исполненные King Crimson в ходе тура 2015 года по Великобритании, Канаде и Японии, вошли в вышедший в 2016 году комплект из CD и Blu-Ray дисков "Радикальные меры (Для избавления от обезьяньего мышления)" / "Radical Action (To Unseat The Hold of Monkey Mind)".

В 2016 году концертная деятельность была продолжена большим европейским туром. При этом одного из трёх штатных барабанщиков группы, Билла Рифлина, заменил барабанщик Джереми Стейси / Jeremy Stacey, предложенный Гэвином и Джакко. По словам Фриппа, Билл Рифлин решил взять творческий отпуск, решение о котором было поддержано всем Кримсон-Братством. Джереми вырос на сцене Борнмута - города, давшего King Crimson наибольшее количество музыкантов (Майкл Джайлс, Грег Лейк, Роберт Фрипп, Гордон Хаскелл, Энди Маккалох, Джон Уэттон). Ранее Стейси играл в группах The Lemon Trees и Denzil, гастролировал с такими артистами как Aztec Camera, The Finn Brothers и The Waterboys, записывался с Крисом Сквайром / Chris Squire, Стивеном Хакеттом / Stephen Hackett, Райаном Адамсом / Ryan Adams, Джо Кокером / Joe Cocker, Эриком Клэптоном / Eric Clapton и другими.

фото: Джереми Стейси

В период с 4 сентября по 4 декабря состоялся 41 концерт: 2 выступления в Великобритании (Эйлсбери), 4 - в Германии (Штутгарт и Берлин), 2 - в Чехии (Прага), 4 - в Польше (Забже и Вроцлав), 2 - в Дании (Копенгаген), 3 - в Норвегии (Осло), 2 - в Швеции (Стокгольм), 1 - снова в Германии (Гамбург), 2 - в Нидерландах (Антверпен), 8 - в Италии (Милан, Флоренция, Рим, Турин), 2 - в Монако (Монте-Карло), 4 - в Испании (Мадрид, Барселона), 3 - во Франции (Марсель, Париж), 2 - в Австрии (Вена).

Конец 2016 года был омрачен печальным известием. 07.12.2016 от рака скончался Грег Лэйк - один из основателей и поистине ангельский голос King Crimson.

фото

1 января 2017 года в Дневнике Роберта Фриппа появилась запись, из которой следовало, что в 2017 году группа будет гастролировать в основном по Штатам: с начала июня по июль - от Сиэтла вниз по западному побережью, а осенью - по восточному. 3 января Роберт Фрипп объявил о новой фазе развития King Crimson – после возвращения Билла Рифлина из творческого отпуска Семиголовый Зверь превратится в Удвоенный Квартет (Double Quartet). По словам Роберта, ныне существующий репертуар будет перекалиброван для нового состава. King Crimson – это первая группа, в которой Джереми Стейси стал полноправным членом, а участие в Евротуре 2017 предоставило Джезу (Jezz) замечательную возможность освоить весь репертуар как на ударных, так и на клавишных. Билл возвращается из творческого отпуска, и теперь у Зверя есть Восемь Голов.

фото

31 декабря после продолжительной борьбы с раком скончался бас-гитарист и вокалист King Crimson Джон Уэттон. До последнего дня он не сдавался и упорно готовился к гастрольному туру с Asia.

фото

13 февраля в своем дневнике Роберт пояснил причины, побудившие его расширить состав группы до октета:
"Этот состав King Crimson гастролирует уже три года. По уму, пора бы остановиться. Почему? Хотя бы потому, что…
1. музыканты начинают полагать, что уже всё умеют;
2. слишком большой успех сбивает группу с курса;
3. личные отношения со временем ухудшаются;
4. жизнь гастролирующего музыканта тяжела;
5. распределение доходов несправедливо (например, менеджмент и агент традиционно получают больше, чем любой из музыкантов).
Текущее воплощение KC очень отличается от других, и это замечательно. Но любой семилетний жизненный цикл имеет тенденцию сбиваться с курса в переходный период между третьим и четвертым годами. Как это отражается на чудесном Звере, которым является нынешний King Crimson? Какая палка могла бы направлять группу по кримзоновской траектории, обеспечивая внимание и ангажированность, следуя создавшему её Творческому импульсу?
Возможно, добавление Восьмого Участника? Вот, что должно обеспечить встряску!
Имея ввиду предполагаемый репертуар 2017 года, на грядущих репетициях мистер Билл (Рифлин) сфокусируется в качестве основного инструмента на меллотроне, клавишах и всяких примочках более, чем на барабанах. Кто знает, куда всё это приведёт? Точно знаю только одно – встряска будет!"


В период с 12 июня по 18 июля 2017 года состоялось 20 выступлений группы: 13 концертов в США (Сиэтл, Саратога, Окленд, Сан-Диего, Лос-Анджелес, Денвер, Миннеаполис, Чикаго, Рочестер, Ред Бэнк), 3 концерта в Канаде (Монреаль, Торонто, Квебек) и 4 концерта в Мексике (Мехико-Сити).

4 сентября на фейсбуке Адриана Белью появилась запись о том, что после длительного разговора с Фриппом он согласился стать "девятым, пока что неактивным, членом King Crimson". Эта информация особенно радостна в свете предшествовавших ей публичных заявлений Адриана о неудовольствии в связи с исполнением последним составом группы композиций из его личного репертуара.

13 октября Роберт Фрипп сообщил в своем фейсбуке о том, что осенний североамериканский тур 2017 года пройдет с очередным изменением состава группы - Билла Рифлина заменит на клавишных Крис Гибсон / Chris Gibson, музыкант, композитьр и педагог с более чем 25-летним стажем, участник таких групп как Tuning the Air, The Atomic Chamber Ensemble, Lost Pedro, а также The League of Crafty Guitarists North America. С 1997 года Гибсон - участник Seattle Guitar Craft Circle.

фото: Крис Гибсон

В период с 18 октября по 26 ноября состоялись 23 выступления в 17 городах США (Остин, Даллас, Атланта, Роли, Вашингтон, Ньюарк, Филадельфия, Бостон, Олбани, Аллентаун, Лонг-Айленд, Порт-Честер, Нью-Йорк, Гринсбург, Анн-Арбор, Кливленд и Милуоки).

На 2018 год запланированы два Европейских тура (летний и осенний) и осенний Японский тур под общим названием "Время перемен" / "Uncertain Times". Билл Рифлин снова займет свое место в группе, временно занятое Крисом Гибсоном.


Расписание выступлений следующее:
13 и 14 июня, Познань, Earth Hall
16, 17 и 18 июня, Краков, ICE Congress Hall
20 и 21 июня, Эссен, Lichtburg
23 и 24 июня, Вена, Stadhalle
26 и 27 июня, Прага, Forum Karlin
29 июня, Будапешт, Bela Bartok National Concert Hall
01, 02 и 03 июля, Берлин, Admiralspalast
05 и 06 июля, Стокгольм, Cirkus
08, 09 и 10 июля, Осло, Sentrum Scene
13 и 14 июля, Амстердам, Concertgebouw
16 и 17 июля, Мюнхен, Philharmonie
19 и 20 июля, Неаполь, Teatro Grande Pompeii
22 и 23 июля, Рим, Auditorium Cavea
25 июля, Лукка, Piazza Napoleone
27 и 28 июля, Венеция, Teatro La Fenice
29 октября, Борнмут, Pavilion Theatre
31 октября, Кардиф, St David’s Hall
02 и 03 ноября, Лондон, Palladium
06 ноября, Бирмингем, Symphony Hall
07 ноября, Ноттингем, Nottingham Royal
09 ноября, Манчестер, Bridgewater Hall
10 ноября, Ливерпуль, Liverpool Empire
12 ноября, Глазго, Royal Concert Hall
13 ноября, Эдинбург, Edinburgh Playhouse
15, 16 и 17 ноября, Париж, L’Olympia
27, 28 и 29 ноября, Токио, Orchard Hall
2 декабря, Саппоро, Nitori Bunka Hall
4 декабря, Сендай, Sunplaza Hall
7 декабря, Каназава, Hondanomori Hall
9 и 10 декабря, Осака, Grand Cube
12 декабря, Фукуока, Sun Palace
14 декабря, Хиросима, Hall, Hiroshima
17 и 18 декабря, Токио, Orchard Hall
21 декабря, Нагоя, Century Hall

Что ж, нам лишь остается в который раз постучать по дереву и сказать:

"Боже, храни Малинового Короля!" / "God save the Crimson King!"