ПРИ ДВОРЕ МАЛИНОВОГО КОРОЛЯ


информация об альбоме

тексты

оригинальные английские тексты / original English texts

Одна из тем первого альбома - отношения между солнцем и луной. В заглавной композиции Фридрих выступает как солнце в зените или алхимический рубедо / rubedo - один из вариантов центрального образа (архетипа) в философии Карла Юнга*, алхимический союз противоположностей. Тема союза противоположностей - это главная тема первых четырех кримзоновских альбомов. Например, философский камень, одна из целей алхимического процесса, описывается как результат брака Красного Короля и Белой Королевы или союза Солнца и Луны, огня и воды (“При дворе Малинового Короля”). Дитя такого союза представляет собой парадоксальный образ, зачастую с элементами гермафродитизма (“На поводу у Посейдона”). Союз противоположностей часто описывается, как примирение противоборствующих групп (“Ящерица”) и, в частности, добра и зла (“Острова”).
------------------------------

* Карл Густав Юнг (1875 – 1961) – швейцарский психиатр и философ, последователь Зигмунда Фрейда. Впоследствии принципиально разошелся с Фрейдом, введя понятие коллективного подсознания.

Как уже отмечалось, образ Фридриха II может быть охарактеризован, как сплав прошлого и будущего. Подобно Фридриху первый кримзоновский альбом - это тоже сплав прошлого и будущего. Альбом начинается в будущем композицией “Шизофреник 21-го века” и движется в прошлое до XIII века в композиции “Двор Малинового Короля”. Подобный обратный ход времени вполне соответствует оккультным представлениям о его природе. В стихах Синфилда Фридрих как бы комментирует собственную жизнь, наше время (его будущее) и наше будущее. В качестве глаз и языка Фридриха выступает группа King Crimson, поэтому в название альбома добавлена соответствующая приписка “Наблюдение King Crimson”. Первая сторона альбома имеет отношение к настоящему дню и реальному миру, а вторая сторона – метафизика и далекое прошлое. “Эпитафия” связывает эти две стороны, являясь отражением альбома в целом. Все темы альбома присутствуют в этой композиции: апокалиптическая технология из “Шизофреника 21-го века” (Знание это смертельный друг…), тщетность усилий из “Я говорю с ветром” (“Бессмысленное движение”), потусторонние образы из “Дочери Луны” (Между стальными вратами судьбы…), намеки на военно-политическую интригу во “Дворе Малинового Короля” (На орудиях смерти…). Далее пройдемся по синфилдовским текстам композиций “Эпитафия” и “Двор Малинового Короля” и прокомментируем их.

Стена, на которой писали пророки,
Трескается на стыках.

Жизнь Фридриха, как он полагал, была предметом мессианских пророчеств, искаженных католической интерпретацией. Стены могут быть стенами Кастель дель Монте - замка Фридриха, состоящего из восьми башен с восемью стенами каждая. Шестьдесят четыре стены соответствуют 64-м гексаграммам древней китайской системы предсказаний, созданной 3000 лет назад и основанной на принципах дуальности мира Инь и Янь.

На орудиях смерти
Ярко блещет солнечный свет.

Жизнь Фридриха была постоянно связана с насилием и разрушением. Сам Фридрих – солнце.

Когда каждый человек разорван на части
Кошмарами и мечтами…

Фридрих разорван между мечтами об империи и кошмарами, к которым эти мечты приводили.

…Неужто никто не возложит лавровый венок,
Пока тишина заглушает вопли.

Строки имеют отношение  к  политическим  и   религиозным  репрессиям,   а  также  к   “научному эксперименту” Фридриха. Интересуясь языкознанием, Фридрих приказал содержать группу детей с самого рождения в полной тишине и изоляции, чтобы выяснить, на каком языке они в конце концов заговорят. Дети, естественно, очень рано умирали, и эксперимент провалился.

Между стальными вратами судьбы
Были посеяны семена времени…

Во время своей болезни Фридрих большую часть времени находился без сознания. Однажды, придя в сознание на своей вилле во Флоренции, он увидел, что его кровать стоит напротив железной двери, и вспомнил пророчество астролога Майкла Скота: “Вы умрете около стальных ворот в месте, названном по имени земного цветка (Флоренция)”.

…И политы делами тех,
Которые знают и которых знают.

Намек на скрытое присутствие Фридриха при дворе Малинового Короля.

Знание - это смертельный друг,
Когда никто не устанавливает правил.
Я вижу, что судьба всего человечества
Находится в руках глупцов.

Явный намек на ядерные технологии, но, применительно к Фридриху, отрывок имеет и другой смысл. Фридриху предстояло стать абсолютным монархом в том случае, если правила будет устанавливать не он, а церковь. Но в этом случае судьба народов будет находиться в руках неучей и невежд.

“Смятение” будет мне эпитафией,
В то время, как я ползу растрескавшейся и разбитой тропой.

Слово “смятение”, действительно, может быть эпитафией для Фридриха. Много противоречивого было высказано его сторонниками и противниками в ходе борьбы с папством.

Если мы победим, то сможем расслабиться
и смеяться,
Но боюсь, что завтра я буду плакать.
Да, боюсь, что завтра я буду плакать.

“Мы” – это не только человеческая раса, но и Фридрих II и его бесславно угасшая династическая линия.

“Бессмысленное движение”

Средневековые неоплатоники и католические церковники не поощряли развитие интеллекта. Поэтому их жизнь – это бессмысленное движение, движение вопреки разуму. Применительно к Фридриху эта фраза может означать его бессмысленный крестовый поход, один из важнейших эпизодов в его жизни.

Ржавые цепи тюремных месяцев (дословно лун)
Разбиты солнцем.

Объявление победы солнца над луной является подтверждением статуса Малинового Короля как солнечного божества или Зевса. Зевс является центральной фигурой альбома. Как божество он связан с воздухом, поэтому и весь альбом связан с воздухом. Отношения с воздухом описаны в композиции “Я говорю с ветром”. В приведенных строках солнце противопоставляется луне, а в “Дочери Луны” эти два светила романтически заинтригованы друг другом.

Я иду  по дороге, окружение изменяется,
Начинается турнир.

Опекуном Фридриха был Римский папа. Теперь Фридрих вырос и начинает свою борьбу с папством.

Пурпурный трубач играет свою мелодию…

Пурпурный цвет – королевский. Трубач, возможно, это Фома Аквинский, троюродный брат Фридриха, отказавшийся от королевского достоинства и ставший монахом Доминиканского ордена.

…И хор тихо поет
Три колыбельные на древнем наречье
Для двора Малинового Короля.

Был слух о том, что Фридрих написал книгу “О трех самозванцах”, имея в виду Моисея, Иисуса и Мухаммеда. Слух был ложным, однако подобная мысль была близка атеистическим взглядам Фридриха. Фома Аквинский, также как и Фридрих, покровительствовал неортодоксальным идеям. Он пропустил доктрины Аристотеля сквозь ислам и иудаизм и сделал их приемлемыми для христианства. Таким образом, пурпурный трубач Фома Аквинский вполне может аккомпанировать хору Фридриха, поющему колыбельные о трех обманщиках.

Хранитель городских ключей
Закрыл ставнями мечты.

В 1241 году Фридрих осадил Рим. Ставнями закрыты его мечты о свержении папства.

Я жду у кельи пилигрима
Без ясной цели.

В 1241 году Фридрих обратился к монахам Доминиканского ордена с предложением присоединиться к нему в борьбе с папством. Доминиканцы были известны как странствующие нищие или пилигримы. Однако доводы Фридриха оказались недостаточными, неясными для Доминиканцев, и поддержка не была получена.

Черная королева поет
похоронный марш…

Черная   королева  -  это   Прозерпина.   Ссылаясь   на   нее,   Фридрих   говорит,   что   для
успокоения богов ему (Фридриху) должна быть принесена некая жертва как воплощению Бога на земле.

…Треснутые медные колокола зазвонят,
Чтобы призвать огненную ведьму
Ко двору Малинового Короля.

Алхимия – продолжение огненных ритуалов древнего культа Зороастра. Алхимики почитали огонь за осуществляемую им функцию очищения. Огненная ведьма - это алхимик, возможно, Майкл Скот.

Садовник сажает вечнозеленый куст,
Топча цветок.

Цветы - это идеалы отказа от богатства и власти, проповедуемые св. Франциском Асизским и растаптываемые католической церковью. Свои идеи он изложил в поистине революционной книге “Маленькие цветы”. На растоптанных идеалах св. Франциска церковь установила свой вечнозеленый куст.

Я следую за кораблем-призмой,
Чтобы испробовать сладкое и прокисшее.

Желание героя испытать новые ощущения и открыть для себя новые перспективы. Призма – намек на каббализм*. В “Каббале” говорится, что Бог проявляется в виде десяти божественных огней или эманаций так же, как пропущенный через призму свет преломляется в радугу.
------------------------------

* Совокупность иудаистских традиций, относящихся к мистической интерпретации Ветхого Завета.

Крапленый фокусник поднимает руки,
Вступает оркестр,
И медленно поворачивается точильный камень
Во дворе Малинового Короля.

В гадальных картах Таро “Маг” (фокусник) – желание Бога, зарождение и завершение жизни, а колесо – символ неумолимых взлетов и падений судьбы. Крапленый фокусник символизирует осознание Фридрихом своей беспомощности перед ходом истории, а вращающийся камень, на котором палач оттачивает топор, указывает на скорый конец его империи и династии от рук католической церкви.

Тихими серыми утрами плачут вдовы…

Серый цвет это цвет монахов Францисканцев. Вдовы – еще один образ смерти.

…Мудрецы смакуют шутку.
Я стремлюсь понять пророческие знаки,
Чтобы рассеять обман.

Первые дворцовые шуты появились в Европе в 1202 году. Фридрих тоже завел шутов и любил их грубые нелицеприятные шутки, пытаясь, таким образом, лучше понять себя.

Желтый шут не манипулирует,
А лишь слегка перебирает нити
И улыбается пока танцуют марионетки
При дворе Малинового Короля.

Желтый  шут  символизирует  падение  и  смерть  Фридриха.  Шут  не манипулирует марионетками,  потому что падение и смерть неизбежны и никакие действия уже не требуются, чтобы вызвать их. Ожесточение и подозрительность овладели Фридрихом в конце его жизни. Утверждение о том, что шут перебирает нити и наблюдает за танцем марионеток, выражает наступление паранойи и безумия.

Образ Фридриха так или иначе присутствует и в остальных композициях альбома. “Шизофреник 21-го века” и “Дочь Луны” характеризуют два полюса его личности – жестокость и духовность. “Я говорю с ветром” - это обращение Фридриха к самому себе. Он и прямой человек и опоздавший. Главной же идеей альбома является то, что через музыку King Crimson Фридрих II возвратился в этот мир, чтобы предостеречь нас от следования по пути разрушения, которым он шел всю свою жизнь.