НА ПОВОДУ У ПОСЕЙДОНА
информация об альбоме
тексты
оригинальные английские тексты / original English texts
Альбом “При дворе Малинового
Короля” тесно связан с Зевсом и Фридрихом II. Из четырех основных элементов,
Зевс связан с воздухом. Это не имело бы значения, если бы второй альбом “На поводу у Посейдона” не был так очевидно связан с водой. Каждый из четырех синфилдовских
альбомов соответствует одному из основных алхимических элементов и конкретной
гадальной карте Таро. Символика, связанная с картой Таро, указывает Синфилду
путь для описания алхимического превращения. Каждый альбом содержит композиции,
описывающие связь с соответствующим элементом и тягу к другому элементу. На
“При дворе Малинового Короля” (воздушный альбом) солнце романтически заинтриговано
луной в композиции “Дочь Луны”, а отношения с воздухом описаны в “Я говорю с ветром”. На “На поводу у Посейдона” (водный альбом) Каденция и Стремнина* романтически
заинтригованы “человеком по имени Джейд”, что переводится, как нефрит или жадеит,
то есть минерал - земной элемент. Каденция (музыкальный термин) представляет
собой ритмический поток и может иметь отношение к ветру (воздух) или к воде.
И ветер, и вода могут охранять покой земли “в прохладной тени”. Стремнина имеет
прямое отношение к воде. “Каденция и Стремнина”, также как и “Я говорю с ветром” с первого альбома, в музыкальном плане решены в эоловом ключе (к которому
относится и эолова каденция). Эол был греческим богом ветра, а слово “эоловый”
означает “порожденный ветром”.
------------------------------
* Дословно переведенное слово "Каскад" нарушает
смысл композиции из-за своего мужского рода. В разделе "Сокровища Малинового
Короля" используется точное название композиции "Каденция и Каскад".
Название второго альбома King Crimson
имеет отношение к острому конфликту поколений, имевшему место во время его выхода
и связанному с вьетнамской войной. Старшее поколение обвинялось молодежью в
том, что оно уничтожает (поедает) своих детей. Эта фраза навеяна древнегреческим
мифом о том, что отец олимпийских богов Кронос, боясь быть сверженным с престола,
глотал своих новорожденных детей. Зевс и Посейдон, спасенные благодаря хитрости
своей матери Реи, победили Кроноса и освободили своих братьев и сестер.
Вслед за помощью, оказанной Посейдоном Зевсу, на Олимпе воцарился покой. Композиция
“Покой” заключает второй альбом в своеобразную рамку. Альбом “На поводу у Посейдона”
дает дополнительный ключ к пониманию альбома “При дворе Малинового Короля”,
который мог бы быть назван “При дворе Зевса”. Карта Таро “Равновесие”
соответствует идее альбома “На поводу у Посейдона” и раскрывает его смысл, также
как карты “Солнце” и “Луна” раскрывают смысл первого кримзоновского альбома.
Я - океан,
Зажженный пламенем.
Я - гора,
Покой - мое имя.
Я - река,
Тронутая ветром.
Я - рассказ.
Я никогда не заканчиваюсь.
Декларативные заявления “Я - …” смягчены
страдательными причастиями, с помощью которых рассказчик становится объектом
внешнего “мужского” воздействия (зажженный, тронутый). Тем не менее, в последних
двух строках присутствует явно мужская решительность. В этом стихе Синфилд достиг
равновесия (баланса) мужских и женских энергий. Вообще, альбом в целом представляет
собой попытку уравновесить или объединить мужскую и женскую энергии внутри индивида
и вне его, в окружающем мире. Эта тема явно представлена на обложке альбома
с центральными фигурами смеющегося красного мужчины и холодной голубой женщины
с полумесяцем на лбу - Дионисом и Деметрой. Дионис – бог виноделия. Праздник
в его честь упоминается в заглавной композиции второго альбома:
… Которые вынашивают
замешанные на страхе слова…
Потом возвышают голос, чтобы испортить
праздник.
Деметра (от индо-европейского
“да” – земля и “матер” – мать) – хранительница подземного мира, дающая жизненную
силу растениям. Под именем Полуночной Королевы, трехликой богини Гекаты, она
также упоминается в тексте композиции “На поводу у Посейдона”.
Образ трехликой богини
является выражением идеи Пифагора о триаде. Согласно Пифагору триада – это гармония
или союз противоположностей так же, как ребенок – это результат союза мужчины
и женщины. Трехчастная инструментальная композиция “Дьявольский треугольник”
написана в Дьявольской триаде или Дьявольском интервале, более известном как
тритон (интервал из трех целых тонов).
“Утро на море”
Мифологический Тритон
- это морское полубожество, дитя Посейдона. По преданию у него были голова и
торс человека, переходящие в хвост дельфина с двумя лошадиными ногами. Древние
мореплаватели обращались к Тритону с просьбой успокоить волны и указать путь
через спокойные воды. Применительно к данному альбому звучащие диссонансом
ноты тритона представляют собой
мужскую и женскую энергии. Слышимые
по отдельности, ноты легко отождествляются, а
в тритоне их тождество
становится неоднозначным (подобно неоднозначности
пола мифологического Тритона).
“Рука Скирона”
В древнегреческом мифе
рассказывается о том, как герой Тесей убил разбойника Скирона, жившего в горах
близ дороги, ведущей из Истмуса в Мегару и
Аттику. Именем разбойника
греки назвали горную цепь, по которой проходит эта дорога, и яростный ветер,
дующий со стороны моря на идущих по дороге путников. В мифах этот ветер часто
называется рукой Скирона.
“Сад червя”
В древности, словом
“червь” / “worm” обозначали как самого червя, так и змею и дракона. Например,
город Вормс / Worms в Германии, согласно преданию, назван в честь победы Зигфрида
над драконом. В мифах червь (змей) – главный противник богов (Пифон против Аполлона).
В “Дьявольском треугольнике” с помощью трех имен нам предлагается пуститься
в мистическое путешествие вместе с древнегреческим героем Ясоном и Аргонавтами.
К Тритону Аргонавты обратились за указанием пути в плавании за Золотым Руном,
яростный ветер Скирон противостоял им, а в саду, где росли золотые яблоки Гесперид,
обитал Отвратительный Червь – Ехидна, подруга Тифона. Именем Тифон греки назвали
жаркий уничтожающий все живое ветер, дующий со стороны Сахары, отец всех разрушительных
ветров. Таким образом, “Дьявольский треугольник” - это еще и три ветра: спокойный
Тритон, яростный Скирон и разрушительный Тифон.
Другая сторона ранее
упомянутой темы равновесия, главной темы альбома, - это мир вне баланса
с природой. “Картины города”, “Каденция и Стремнина”, “На поводу у Посейдона”
и “Корм для кошек” показывают человека, находящегося в разладе с самим
собой и с тем, что его окружает. В композиции “На поводу у Посейдона”, используя
на первый взгляд средневековые примеры, Синфилд рассказывает об утрате связи
отравленного современной религией человека с природой.
Холодные заросшие
глаза порождений Платона
Ищут истину в костях и сфере.
Эта композиция посвящена
проблеме средневекового нео-платонизма, утверждавшего, что изучение естественного
мира бесполезно, и только союз с богом ведет к истинному знанию. Однако, такое
направление мысли близко и к учениям новомодных тоталитарных и легальных религий,
популярных среди молодежи. Кости и сфера относятся к практике гадания, которая
также не имеет ничего общего с наукой. Предсказания даются путем бросания костей,
а также с помощью хрустального шара или сферы.
Арлекины измышляют
бессмысленные игры,
Глумятся шутками в попугайском наряде.
Две женщины рыдают, дама Скарлет Скрин
Проливает внезапный театральный дождь.
А в темной дреме Полуночной Королеве
Ведомы все человеческие страдания.
Арлекины - это священники,
придумывающие правила жизни для легковерной паствы. Плачущие женщины – члены
конгрегации, которые во всем следуют советам своих духовных наставников. Тем
временем Геката знает все человеческие страдания. Она и есть подспудно сидящая
во всех нас Полуночная Королева, с которой только и нужно советоваться.
“Корм для кошек”
иллюстрирует, как отсутствие духовности в нашей жизни приводит
к абсурдному
и нездоровому отношению к пище. Композиция “Картины города” показывает бездушную,
потерявшую священный смысл природу городской жизни, где люди не более, чем предметы
потребления. Композиция “Каденция и Стремнина” говорит об утрате святого в нашем
отношении к сексу, намекая на исчезнувшую вместе с языческими культами храмовую
проституцию античности. Каденция и Стремнина охарактеризованы, как
Печальные бумажные
куртизанки
(бумажные тигры) потому
что более не понимают священного смысла того, что они делают. Они - бледная
имитация своей прежней славы. Мы много скитались и однажды
В караван-сарае
Заклятие цехинами рассеяло
Правила игры.
Именно там мы потеряли
наше языческое понимание природы, заключающееся в том, что
В воздухе, огне,
земле и воде
Мир - на чаше весов.
Воздух, огонь, земля и вода -
Равновесие перемен.
Мир на чаше весов,
На чаше весов.
Эти стихи полностью соответствуют тексту
так называемой “Изумрудной таблички Гермеса Трисмегистуса (Трижды великого)”,
впервые переведенному с древнегреческого Альбертом Магнусом, подданным Фридриха
II и наставником Фомы Аквинского. Заметим, что изумрудный цвет – это один из
основных цветов обложки альбома “На поводу у Посейдона”. Вот один из отрывков:
“Солнце - его отец, Луна - его мать, ветер выносил его в своем чреве, земля
- его нянька. Огонь, вода, воздух и земля – элементы, составляющие квинтэссенцию.
Все противоположности соединены в Божественном Ребенке”. Рождение Божественного
Ребенка и последующие колебания относительно его пола – вот еще одна трактовка
смысла последней части “Дьявольского треугольника”. Символом вновь рожденного
Ребенка является радуга. Она означает покой после бури, уничтожившей старые
устои и правила. Композиция “Покой – Конец” соответствует этому моменту, появляясь
после бури “Дьявольского треугольника” на рассвете бесконечного дня. Радуга
– это смерть войны, конец алхимического превращения.
Все вышесказанное объясняет
название альбома. Посейдон олицетворяет собой силы природы (внутри и вне нас),
которые мы должны учитывать, если хотим обрести баланс в себе и баланс с окружающим
миром. Но, кроме того, Посейдон является повелителем штормов. Победив штормы,
испытания судьбы, через которые должен пройти каждый человек, можно достичь
совершенства - алхимического золота.