НА ПОВОДУ У ПОСЕЙДОНА


информация об альбоме

тексты

оригинальные английские тексты / original English texts

Альбом “При дворе Малинового Короля” тесно связан с Зевсом и Фридрихом II. Из четырех основных элементов, Зевс связан с воздухом. Это не имело бы значения, если бы второй альбом “На поводу у Посейдона” не был так очевидно связан с водой. Каждый из четырех синфилдовских альбомов соответствует одному из основных алхимических элементов и конкретной гадальной карте Таро. Символика, связанная с картой Таро, указывает Синфилду путь для описания алхимического превращения. Каждый альбом содержит композиции, описывающие связь с соответствующим элементом и тягу к другому элементу. На “При дворе Малинового Короля” (воздушный альбом) солнце романтически заинтриговано луной в композиции “Дочь Луны”, а отношения с воздухом описаны в “Я говорю с ветром”. На “На поводу у Посейдона” (водный альбом) Каденция и Стремнина* романтически заинтригованы “человеком по имени Джейд”, что переводится, как нефрит или жадеит, то есть минерал - земной элемент. Каденция (музыкальный термин) представляет собой ритмический поток и может иметь отношение к ветру (воздух) или к воде. И ветер, и вода могут охранять покой земли “в прохладной тени”. Стремнина имеет прямое отношение к воде. “Каденция и Стремнина”, также как и “Я говорю с ветром” с первого альбома, в музыкальном плане решены в эоловом ключе (к которому относится и эолова каденция). Эол был греческим богом ветра, а слово “эоловый” означает “порожденный ветром”.
------------------------------

* Дословно переведенное слово "Каскад" нарушает смысл композиции из-за своего мужского рода. В разделе "Сокровища Малинового Короля" используется точное название композиции "Каденция и Каскад".

 

Название второго альбома King Crimson имеет отношение к острому конфликту поколений, имевшему место во время его выхода и связанному с вьетнамской войной. Старшее поколение обвинялось молодежью в том, что оно уничтожает (поедает) своих детей. Эта фраза навеяна древнегреческим мифом о том, что отец олимпийских богов Кронос, боясь быть сверженным с престола, глотал своих новорожденных детей. Зевс и Посейдон, спасенные благодаря хитрости своей  матери Реи, победили Кроноса и освободили своих братьев и сестер. Вслед за помощью, оказанной Посейдоном Зевсу, на Олимпе воцарился покой. Композиция “Покой” заключает второй альбом в своеобразную рамку. Альбом “На поводу у Посейдона” дает дополнительный ключ к пониманию альбома “При дворе Малинового Короля”, который мог бы быть назван “При дворе Зевса”. Карта    Таро “Равновесие” соответствует идее альбома “На поводу у Посейдона” и раскрывает его смысл, также как карты “Солнце” и “Луна” раскрывают смысл первого кримзоновского альбома.

Я - океан,
Зажженный пламенем.
Я - гора,
Покой - мое имя.
Я - река,
Тронутая ветром.
Я - рассказ.
Я никогда не заканчиваюсь.
 

Декларативные заявления “Я - …” смягчены страдательными причастиями, с помощью которых рассказчик становится объектом внешнего “мужского” воздействия (зажженный, тронутый). Тем не менее, в последних двух строках присутствует явно мужская решительность. В этом стихе Синфилд достиг равновесия (баланса) мужских и женских энергий. Вообще, альбом в целом представляет собой попытку уравновесить или объединить мужскую и женскую энергии внутри индивида и вне его, в окружающем мире. Эта тема явно представлена на обложке альбома с центральными фигурами смеющегося красного мужчины и холодной голубой женщины с полумесяцем на лбу - Дионисом и Деметрой. Дионис – бог виноделия. Праздник в его честь упоминается в заглавной композиции второго альбома:

… Которые вынашивают замешанные на страхе слова…
Потом возвышают голос, чтобы испортить праздник.

Деметра (от индо-европейского “да” – земля и “матер” – мать) – хранительница подземного мира, дающая жизненную силу растениям. Под именем Полуночной Королевы, трехликой богини Гекаты, она также упоминается в тексте композиции “На поводу у Посейдона”.

Образ трехликой богини является выражением идеи Пифагора о триаде. Согласно Пифагору триада – это гармония или союз противоположностей так же, как ребенок – это результат союза мужчины и женщины. Трехчастная инструментальная композиция “Дьявольский треугольник” написана в Дьявольской триаде или Дьявольском интервале, более известном как тритон (интервал из трех целых тонов).

“Утро на море”

Мифологический Тритон - это морское полубожество, дитя Посейдона. По преданию у него были голова и торс человека, переходящие в хвост дельфина с двумя лошадиными ногами. Древние мореплаватели обращались к Тритону с просьбой успокоить волны и указать путь через спокойные воды. Применительно к данному альбому звучащие диссонансом    ноты    тритона   представляют    собой    мужскую    и   женскую   энергии. Слышимые  по  отдельности,  ноты  легко  отождествляются,  а   в   тритоне  их  тождество становится неоднозначным (подобно неоднозначности пола мифологического Тритона).

“Рука Скирона”

В древнегреческом мифе рассказывается о том, как герой Тесей убил разбойника Скирона, жившего в горах близ дороги, ведущей из Истмуса в Мегару и  Аттику. Именем разбойника греки назвали горную цепь, по которой проходит эта дорога, и яростный ветер, дующий со стороны моря на идущих по дороге путников. В мифах этот ветер часто называется рукой Скирона.

“Сад червя”

В древности, словом “червь” / “worm” обозначали как самого червя, так и змею и дракона. Например, город Вормс / Worms в Германии, согласно преданию, назван в честь победы Зигфрида над драконом. В мифах червь (змей) – главный противник богов (Пифон против Аполлона). В “Дьявольском треугольнике” с помощью трех имен нам предлагается пуститься в мистическое путешествие вместе с древнегреческим героем Ясоном и Аргонавтами. К Тритону Аргонавты обратились за указанием пути в плавании за Золотым Руном, яростный ветер Скирон противостоял им, а в саду, где росли золотые яблоки Гесперид, обитал Отвратительный Червь – Ехидна, подруга Тифона. Именем Тифон греки назвали жаркий уничтожающий все живое ветер, дующий со стороны Сахары, отец всех разрушительных ветров. Таким образом, “Дьявольский треугольник” - это еще и три ветра: спокойный Тритон, яростный Скирон и разрушительный Тифон.

Другая сторона ранее упомянутой темы равновесия, главной темы альбома,  - это мир вне баланса с природой. “Картины города”, “Каденция и Стремнина”, “На поводу у Посейдона” и “Корм для кошек” показывают  человека, находящегося в разладе с самим собой и с тем, что его окружает. В композиции “На поводу у Посейдона”, используя на первый взгляд средневековые примеры, Синфилд рассказывает об утрате связи отравленного современной религией человека с природой.

Холодные заросшие глаза порождений Платона
Ищут истину в костях и сфере.

Эта композиция посвящена проблеме средневекового нео-платонизма, утверждавшего, что изучение естественного мира бесполезно, и только союз с богом ведет к истинному знанию. Однако, такое направление мысли близко и к учениям новомодных тоталитарных и легальных религий, популярных среди молодежи. Кости и сфера относятся к практике гадания, которая также не имеет ничего общего с наукой. Предсказания даются путем бросания костей, а также с помощью хрустального шара или сферы.

Арлекины измышляют бессмысленные игры,
Глумятся шутками в попугайском наряде.
Две женщины рыдают, дама Скарлет Скрин
Проливает внезапный театральный дождь.
А в темной дреме Полуночной Королеве
Ведомы все человеческие страдания.

Арлекины - это священники, придумывающие правила жизни для легковерной паствы. Плачущие женщины – члены конгрегации, которые во всем следуют советам своих духовных наставников. Тем временем Геката знает все человеческие страдания. Она и есть подспудно сидящая во всех нас Полуночная Королева, с которой только и нужно советоваться.

“Корм для кошек”  иллюстрирует,  как  отсутствие  духовности в нашей жизни приводит к абсурдному и нездоровому отношению к пище. Композиция “Картины города” показывает бездушную, потерявшую священный смысл природу городской жизни, где люди не более, чем предметы потребления. Композиция “Каденция и Стремнина” говорит об утрате святого в нашем отношении к сексу, намекая на исчезнувшую вместе с языческими культами храмовую проституцию античности. Каденция и Стремнина охарактеризованы, как

Печальные бумажные куртизанки

(бумажные тигры) потому что более не понимают священного смысла того, что они делают. Они - бледная имитация своей прежней славы. Мы много скитались и однажды

В караван-сарае
Заклятие цехинами рассеяло
Правила игры.

Именно там мы потеряли наше языческое понимание природы, заключающееся в том, что

В воздухе, огне, земле и воде
Мир - на чаше весов.
Воздух, огонь, земля и вода -
Равновесие перемен.
Мир на чаше весов,
На чаше весов.
 

Эти стихи полностью соответствуют тексту так называемой “Изумрудной таблички Гермеса Трисмегистуса (Трижды великого)”, впервые переведенному с древнегреческого Альбертом Магнусом, подданным Фридриха II и наставником Фомы Аквинского. Заметим, что изумрудный цвет – это один из основных цветов обложки альбома “На поводу у Посейдона”. Вот один из отрывков: “Солнце - его отец, Луна - его мать, ветер выносил его в своем чреве, земля - его нянька. Огонь, вода, воздух и земля – элементы, составляющие квинтэссенцию. Все противоположности соединены в Божественном Ребенке”. Рождение Божественного Ребенка и последующие колебания относительно его пола – вот еще одна трактовка смысла последней части “Дьявольского треугольника”. Символом вновь рожденного Ребенка является радуга. Она означает покой после бури, уничтожившей старые устои и правила. Композиция “Покой – Конец” соответствует этому моменту, появляясь после бури “Дьявольского треугольника” на рассвете бесконечного дня. Радуга – это смерть войны, конец алхимического превращения.

Все вышесказанное объясняет название альбома. Посейдон олицетворяет собой силы природы (внутри и вне нас), которые мы должны учитывать, если хотим обрести баланс в себе и баланс с окружающим миром. Но, кроме того, Посейдон является повелителем штормов. Победив штормы, испытания судьбы, через которые должен пройти каждый человек, можно достичь совершенства - алхимического золота.