1971

2 января. "Melody Maker". Свидание вслепую с Элтоном Джоном / Elton John. Композиция King Crimson "Cirkus": Очень по-английски. Crimson? Странная группа. Мне нравятся их пластинки, но однажды я увидел их выступление и был разочарован. Их последний альбом не имел такого успеха, как первый, что очень обидно, поскольку он лучше. Мне нравится то, что они делают, но не на сто процентов… Хотя мне очень нравится их сингл "Cat Food". Это было здорово, у Боба Фриппа есть кое-какие отличные идеи. Они действительно звучат очень по-английски, не правда ли? Никогда, даже через миллион лет, американская группа не сможет звучать так. Я думаю, King Crimson должны написать саундтрек к фильму - у них бы это здорово получилось.

Элтон был приглашен спеть все песни на альбоме "Poseidon" в качестве сессионного певца за 250 фунтов, и, так как мне не была знакома его работа, Марк Фенуик / Mark Fenwick из "E.G." дал мне копию его первого альбома. Но мне показалось, что его стиль не подходит для Crimson, да и альбом был плох, поэтому я отменил приглашение. Вместо этого мы собрались воспользоваться услугами черного певца, который должен был присоединиться к нам для постоянной работы, но его менеджер оказался слишком честолюбивым. - Роберт Фрипп.

2 января. "Melody Maker". Ричард Уильямс: Пит Синфилд - оператор ЭВМ, художник, изготовитель абажуров, красильщик галстуков, поэт/сочинитель текстов песен, гитарист, осветитель, синтезаторщик. Кто ты, Питер Синфилд? Для начала, он один из двоих оставшихся членов первого состава King Crimson, что довольно иронично, если учесть, что когда-то, говоря его словами, он был их ручным хиппи и бесплатным дорожным менеджером [роуди].

Удивительно, что о нем так мало говорят, учитывая решающее значение его лирики для общего настроя группы. Несомненно, например, что он - один из самых образных поэтов в области рока, использующий сжатый, эпиграмматический стиль, примечательный своей экономностью. Действительно, редкое качество в наши дни.

"Я бродил, играя на гитаре и распевая песни - и то и другое я делал очень плохо - по Испании и по Марокко, и, когда я организовал группу, Ян [МакДоналд] был единственным из трех гитаристов, который продержался несколько дней, настолько мы были ужасны. Ян попросил меня написать с ним несколько песен. Он присоединился к Giles, Giles and Fripp и сказал им, что знает парня, который пишет тексты. В общем, когда Пит Джайлз ушел, а Грег присоединился, я стал их любимцем-хиппи, потому что мог сказать, куда пойти, чтобы купить всякую смешную одежду, которую, как они видели, все тогда носили".

"Они были потрясающими музыкантами, а я советовал им, что носить… и тому подобное. Я стал занимался освещением и три месяца был их неоплачиваемым роуди, так как верил в них как в музыкантов. Фактически я прокладывал и пробивал дорогу к своему сегодняшнему положению. Боб говорит, что использует меня в качестве барометра, кроме того, я придумал название группы. В принципе, я не знаю, что я делаю. Ясно, что важнейшее дело - это подготовка текстов, но случилось так, что в "Lizard" вообще ничего не вошло без моего одобрения, и, пока Боб репетировал с Centipede, я занимался компоновкой альбома и его обложкой."

Похоже, что King Crimson зашли в тупик с постоянными дневными и ночными прослушиваниями, намереваясь как можно скорее пуститься в дорогу. Это был довольно расхолаживающий год, но Пит говорит, что за себя не волнуется.

"Я всегда хотел писать песни, чтобы мое имя попало в "ММ", и я бы смог добиться того же, что и поп-звезды. Я опять пишу вместе с Яном - что очень приятно для разнообразия - пишу и с Бобом, и один. Мне необходимо заниматься и другими делами, потому что… ну… Боб это Боб, а мне тесно писать все время с одним и тем же человеком".

"Я истощен всей этой нервотрепкой, но так как я не играю на инструменте, то, возможно, меня это задевает не так сильно, как Боба. Я действительно верил в свою первую группу и не знаю, может быть, я стал циником за последние два года в музыкальном бизнесе, но сейчас я верю в нее уже не так. Нет, серьезно, два года - это очень долгий срок в музыкальном бизнесе. Я надеюсь, что с приходом новых людей я снова поверю в группу так же сильно."

13 января. "Evening Argus". Рэй Миллер / Ray Miller: Этот альбом является настоящей звездой на небосводе наиболее значительной музыки наших дней.

14 января. "West Lancashire Evening Gazette". Питер Меллинг / Peter Melling: Таинственный и предназначенный исключительно для друзей альбом. Я убежден, что мало кто еще поймет поэтические образы Синфилда из альбома "Lizard". Очень жаль, что эта отличная группа не смогла направить свой талант на инструментальную музыку вместо того, чтобы создавать такие странные, иногда претенциозные песни. И еще, что следовало бы иметь в виду Crimson, - певец из Yes Джон Андерсон / Jon Anderson… поет значительно лучше, чем постоянный вокалист Гордон Хэскелл.

16 января. "Disc". King Crimson получили вчера письмо с обычными строками… "Мне шестнадцать, и мои друзья говорят, что я могу петь (ха-ха)". "Хорошо", - сказал Боб Фрипп, - "Приходи на прослушивание." Мальчик явился, спел одну песню, а на середине второй сказал: "О Боже, по-моему, я теряю сознание" - и тут же исполнил обещанное.

Этот инцидент был записан на пленку вместе со многими другими прослушиваниями. Молодой человек рухнул в услужливо подставленное кресло, исполняя "Lady of the Dancing Water". - Роберт Фрипп.

19 января. "Friends". Мартин Шэллон / Martin Shallon: "Lizard" - альбом группы King Crimson: Если одна из самых прославленных групп за последний год впала в фактическую анонимность и забвение, то нельзя сказать, что виной тому "саунд" King Crimson - просто большинство музыкантов не в состоянии соответствовать уровню сюрреалистических фантазий Боба Фриппа. Я понял, что, например, для меня это неимоверно сложно. У меня такое чувство, что Crimso - это скорее фрипповское художественное средство выражения, чем результат группового сознания, и я утверждаю это, исходя из того, что многочисленные изменения в составе группы за последнее время не оказали заметного влияния на конечный результат.

Прошло уже так много времени, с тех пор как я впервые услышал "In the Court of the Crimson King", но я знаю, что эта пластинка захватила меня больше, чем что-либо другое, созданное группой с тех пор. Музыкальные структуры, использовавшиеся Crimson год назад, остались, правда, в переработанном виде и теперь, но они не так динамичны, как раньше. Кажется, что энергия, зародившаяся в первом альбоме, исчерпала себя или видоизменилась, а Crimso не последовали за ней. Космические старты более не возносят тебя, напыщенность выбирается из кресла-качалки, помогая себе клюкой и опираясь на поддерживающие ее руки.

В свой "звездный час" Питер Синфилд способен писать замечательную и образную поэзию, и это является одним из аспектов альбома, достойным похвалы. Вникните в композицию "Indoor Games", которая, я вам подскажу, не имеет ничего общего с картинками из домашнего быта или игрой в "лудо", или в "Happy Family", которая, я думаю, о Beatles - правда, не ссылайтесь на меня. Между прочим, не кощунственно ли касаться "усопших Beatles"?

Цирк с порожденными им сверхъестественными ассоциациями действительно является одним из причудливейших мест на планете. Crimso натолкнулись на этот образ давным-давно. Вспомните странные дни [намек на "Strange Days" - альбом группы The Doors], когда ампула помогала вызвать параноидальные видения маленьких гоблинов, вылезающих отовсюду, куда бы ты ни глянул. Кримзоновский "Cirkus" в музыкальном плане не приблизился к идеальной образности, но текст опять-таки абсолютно верен. King Crimson не обратили в свою веру новых поклонников, но масса старых будет довольна.

22 января. "Sussex Express". Пат Кэли: King Crimson: "Lizard": Crimson начали выполнять обещания, данные в эмбриональные времена альбомов "In the Court of the Crimson King" и "In the Wake of Poseidon".

Роберт Фрипп - вечный свет King Crimson и защитник всего хорошего и здорового в современной музыке - подсчитал, что "Poseidon" был успешен на 75%. "Lizard", похоже, будет успешен на 95% - и он до сих пор еще не нашел эти 5% провала.

Я всегда опасаюсь объявлять такие сложные произведения полным успехом - до вынесения окончательного приговора необходимо иметь время, чтобы впитать в себя и усвоить характер и настроение альбома.

А теперь, отбросив всякое лицемерие и амикошонство, позвольте мне сделать признание. Когда я впервые услышал "Lizard", я был совершенно сбит с толку и (как я потом понял несправедливо) разочарован.

То, что при первом прослушивании казалось рукопашной схваткой звуков и идей, после неоднократного прослушивания стало более ясным и сильным. Я все еще продолжаю разбираться в идеях, временами они чрезвычайно сложны и постоянно связаны с внутренними конфликтами настроения и звука.

Всякий, кто наслаждается блеском живой современной музыки, исполняемой с остроумием, утонченностью и изобретательностью, откроет для себя бездну развлечения, возбуждения и пищи для ума. Всякий, кто наслаждается блеском альбома "Lizard" - редкого, озадачивающего и страстного шедевра.

29 января. "West Herts & Watford Observer": Забудьте кошмарные, местами псевдоромантические, тексты и слушайте музыку.

30 января. Диск. Crimson заметно приободрились после почти непреодолимых разногласий.

30 января. "Disc". Дэвид Хьюз: King Crimson остаются удивительно жизнерадостными, несмотря на абсолютно ошеломительные прогнозы: В прошлую среду шансы King Crimson стать в ближайшем будущем действующей группой оценивались Бобом, как 80 / 20. На следующий день они быстро упали до 60 / 40. На сегодня они могут быть от 90 / 10 до 50 / 50. Такова предварительная оценка положения дел после 13 месяцев сознательных усилий.

В среду группа состояла из Боба Фриппа и Пита Синфилда, Мела Коллинза (который примыкал к King Crimson четырежды в этом году), ударника, которого они пока предпочитают держать анонимным, возможно опасаясь, что какая-либо конкретика, вроде имени, может вызвать неприятности, и такого же анонимного басиста.

К четвергу басист, о котором после трех дней репетиций наконец-то высказали мнение, что он подходит (Crimson подсчитали, что они прослушали 30 басистов, 25 из которых могли вообще не приходить!), покинул группу, сказав, что он не в состоянии достичь того, чего от него требуют.

"Мел Коллинз будет жутко разочарован", - говорит Боб и философски добавляет, что тот, наверное, уже научился контролировать свое разочарование. "Он с нами больше года, а до сих пор еще ни разу не играл на концерте."

Теперь Боб установил для себя новый срок образования группы - третья неделя февраля, который в музыкальном бизнесе расценивается, к сожалению, больше как шутка. Однако он смягчает свое заявление оговоркой, что если подходящий музыкант сможет освободиться позднее, то соответственно передвинется и намеченный срок. "Если мы ждали 13 месяцев, то какое значение имеет еще одна неделя?" - говорит он.

"Но если мы прождали 13 месяцев, то совершенно спокойно можем прождать и вечность", - говорит Питер Синфилд. Это одно из рискованных, но также и одно из отличительных и очаровательных свойств этих двух, едва ли не вечных кримзоновцев: они легко - и очень дружелюбно - расходятся во взглядах, зачастую по довольно принципиальным вопросам.

"Анонимным басистом" был Рик Кемп / Rick Kemp, покинувший группу через два дня. В следующее воскресенье бас-гитару, оставленную кем-то из претендентов, подобрал Боз Баррелл / Boz Burrell. На следующий день он позаимствовал бас-гитару у кого-то из друзей, а во вторник на пробу взял гитару в "Top Gear". Решение, что Боз будет играть на басе, было принято через 4 дня после этого, в субботу 13 января. На следующей неделе, в поисках работы после распада Mogul Thrash, позвонил Джон Уэттон / John Wetton. - Роберт Фрипп.

фото

6 февраля. "Record Mirror". Роб Партридж / Rob Partridge: Почти травмирующие события года сказались и на музыке, и на самих музыкантах. "Для меня этот период был полон разочарований", - признался Мел Коллинз, саксофонист группы. Разочарование - это вряд ли подходящее слово, ведь он четырежды был членом Crimson.

13 февраля. "New Music Express". Ник Логэн берет интервью у Грега Лэйка:

На этой пленке слышна довольно неплохая работа гитариста.

Да, я всегда был гитаристом. Я начал играть на басе, только присоединившись к Crimso, правда, прежде я баловался на басе с The Gods. А на гитаре я играю уже 11 лет.

Как ты впервые встретился с Фриппом?

Я знаю Фриппа многие годы. Он из Уимборна, Дорсет / Wimbourne, Dorset , а я - из Пула / Poole - это в нескольких милях. Майк Джайлз тоже из этих мест. Все мы родились в Дорсете. Фрипп и я учились играть на гитаре у одного и того же преподавателя. Боб тогда работал с Майком Джайлзом.

Я играл в местной группе, и, когда Фрипп стал уже признанным гитаристом, я был еще во втором эшелоне. Он слышал обо мне и приехал прямо на концерт, чтобы проверить, не конкурент ли я ему.

Я только слышал его имя, но не знал его лично. Он приехал и начал меня расспрашивать про то, как я играю, и, не думая, что он в этом разбирается, я начал примитивно объяснять, как играть в данном конкретном стиле. Когда я закончил, он взял гитару и заиграл - только тогда я понял, что он из себя представляет.

Я его очень уважаю. Я часто сидел у него дома и слушал, как он играет. Он великий гитарист, возможно лучший в стране. До сих пор он еще никогда по-настоящему не записывался. Никто даже не знает, на что он способен. То, что он записывает, абсолютно несопоставимо с его потенциальными возможностями. Есть такой отрывок у Паганини, слишком быстрый для любого исполнителя, однако Боб его играет.

Я помню, что распад Crimso явился для меня большим разочарованием, но я смог пережить его. Моя музыкальная карьера по-настоящему началась с Crimso. Я был бы счастлив, если бы и моя жизнь началась с Crimso.

Группа King Crimson стала для меня первой возможностью выразить себя в музыке, хотя тогда я еще ощущал свою ограниченность. Впервые я работал с профессионалами, с музыкантами. И не только с хорошими музыкантами, но и с хорошими людьми, а это удача вдвойне.

Вы сохранили свою дружбу с Фриппом и Джайлзом?

Я сохранил дружбу с Бобом, а с Майком Джайлзом я никогда особо не дружил. Я разговаривал с ним, он говорил со мной, мы здороваемся и хорошо друг к другу относимся, но я никогда по-настоящему его не знал. Так, как я знаю Боба. С Бобом у нас так, как будто у меня есть что-то, в чем он нуждается, а у него есть что-то необходимое мне. У него есть сила воли и упорство, которых мне не хватает, а у меня есть необходимая ему спонтанная энергия.

Во время работы с Crimso я жил вместе с Фриппом и не думаю, что кто-нибудь еще в целом мире смог бы жить с Фриппом. Это продолжалось всего три/четыре месяца - срок небольшой, но когда вы в группе и работаете вместе, то это то же самое, что постоянно жить друг у друга в кармане.

Группа Crimso была странной. Были четыре музыканта, каждый из которых имел свою собственную энергетику. Как музыканты мы были абсолютно несовместимы, но на короткое время нам удалось объединиться.

У вас существовали не только музыкальные, но и личные разногласия?

Да, и музыкальные и личные. Между Джайлзом, МакДоналдом, Фриппом и мной было 50% музыкальной и 75% человеческой несовместимости. Я чувствовал, что Боб мне ближе, но уважал талант остальных.

Возможно, Crimso были для меня чем-то вроде рафинирующего процесса, ведь я был очень неотесан. С ними я начал разбираться во всех музыкальных тонкостях.

Чувствовали ли вы себя не в своей тарелке в те дни?

Когда я присоединился к группе, мне было очень не по себе. Было страшно, ведь в то время они были значительно лучше меня. Я чувствовал, что позднее положение выровнялось.

King Crimson распались после американских гастролей, когда Ян МакДоналд и Майк Джайлз покинули группу. На это были музыкальные или личные причины?

Абсолютно личные, хотя мне кажется, что официально объявленные причины были музыкальными. Настоящей же причиной было то, что и Майк, и Ян были людьми совершенно иного темперамента, чем мы с Бобом. В этом был корень всего.

Они объяснили свои причины в музыкальных терминах, но на самом деле все было не так. Я думаю, что турне по Америке напугало их - они люди очень спокойные. А в Америке была сплошная агрессия.

Если верить Бобу Фриппу, то Майк и Ян думают, что он - сумасшедший…

Я тоже так считаю, но не в медицинском плане. Но если критерием сумасшествия считать отличие от большинства, то он действительно сумасшедший. Но это такое сумасшествие, которое я приветствую.

Я не думаю, что они ненормальны. Я думаю, они слабы и в этом нет ничего плохого, так как слабость тоже может быть хорошей чертой характера. Но я не думаю, что они смогли бы переварить пребывание в группе. Это было очень тяжелым испытанием. Прежде, работая в студии, мы не испытывали такого давления.

В них не было той способности быстро восстанавливать физические и душевные силы, какая была у Боба и у меня. Он даже еще менее восприимчивый, чем я. Он прошел через все злоключения King Crimson после распада группы.

Твое решение уйти из группы последовало сразу же за уходом Майка и Яна?

Когда Майк и Ян ушли, Боб спросил: "Что же мы будем делать дальше?" Была мысль, что нам нужно найти еще двух музыкантов. У меня же было мнение, что пора организовать новую группу и забыть о Crimso. Вот, что следовало сделать Бобу. Но у Боба было желание работать, управляя остальными музыкантами, желание, которое я вполне понимал, но которое мне не подходило. Поэтому под Рождество вслед за Майком и Яном я покинул группу. Еще раньше, в Америке, я виделся с Китом, и он спросил: "Что ты думаешь насчет того, чтобы организовать совместную группу?" Тогда и возникли все эти сложности.

Взвешивая все за и против, я увидел ясное будущее с Китом, тогда как с King Crimson я предвидел массу проблем.

Как ты думаешь, остался бы ты в Crimso, если бы Майк и Ян не покинули группу?

Если бы группа не распалась, я бы до сих пор был в ней… Остался, даже если бы с кем-нибудь не ладил, так был для меня важен тот музыкальный настрой.

Похоже, что последующие неприятности Crimso подтвердили твои предчувствия?

Да… я все это предвидел, я до сих пор считаю, что Боб сделал бы лучше, предложив: "Бросим все это и создадим новую группу". Боб хочет сказать: "Я найму музыкантов", а те музыканты, которые достаточно хороши для Боба, не хотят, чтобы их нанимали!

20 февраля. "New Music Express". Ник Логэн берет интервью у Грега Лэйка: Всегда было трудно судить по пластинкам, каков твой личный вклад в King Crimson

Неприятным было то, что я никогда не получал похвал за то, что делал в Crimson. Я принимал участие в создании большинства песен с первого альбома King Crimson. Для "Schizoid Man" я написал "риф" [основу для импровизации] и песню, написал "Epitaph", написал мелодию для "In the Court of the Crimson King". То, что я делаю - это части чего-то, но не обязательно представляющие собой бoльшую часть конечного продукта.

27 февраля. "Music Now". Тони Норман / Tony Norman берет интервью у Джуди Дайбл: Разрыв с Fairport Convention опечалил, но не огорчил ее… "Затем Ян МакДоналд и я присоединились к Giles, Giles and Fripp. Вскоре я ушла, а они стали King Crimson. Почему я ушла? Ну, на это были личные причины. Я встречалась с Яном, и, когда все произошло, я была в неловком положении. К тому же у меня были проблемы во взаимоотношениях с Бобом Фриппом. Мне кажется, что у многих они есть. С гением всегда сложно общаться. Мне зачастую было страшновато работать с ним."

27 февраля. "Sounds". Ян МакДоналд - Рею Телфорду / Ray Telford: "Я наслаждаюсь, играя на гитаре, а в King Crimson я вообще не играл. Как можно играть на гитаре, когда в группе есть Боб Фрипп."

12-15 апреля. Возврат к выступлениям в "Zoom Club" во Франкфурте.

24 апреля. "Melody Maker". Ричард Уильямс. После более чем годового отсутствия, на прошлой неделе King Crimson спокойно вернулись к публичным выступлениям, устроив четырехдневный выезд в Германию.

Выступления были разминкой перед двенадцатидневным турне по Англии, которое состоится в мае. Это было их первое выступление со времени ухода Яна МакДоналда, Майка Джайлза и Грега Лэйка, покинувших группу зимой 1969 года после выступлений в Америке.

Новый состав - это Боб Фрипп и Пит Синфилд плюс исполнитель на язычковых духовых инструментах Мел Коллинз, ударник Ян Уоллэс / Ian Wallace, ранее игравший с группой The World, и певец Боз, который также играет на бас-гитаре.

Они никак не могли найти подходящего басиста, поэтому за два месяца, фактически начав с азов, Боб Фрипп научил играть на бас-гитаре Боза.

Они дали восемь представлений во франкфуртском "Zoom Club" и для интереса все их записали. По записям видно, что группа выросла в фантастически короткое время и уже имеет свое лицо, хотя их репертуар еще состоит в основном из вещей, исполнявшихся старым составом: "In the Court of the Crimson King", "Schizoid Man", "A Sailor's Tale" и т.д.

Это очень мощная группа, с особым акцентом на потрясающие тенор- и альт-саксофоны Коллинза. Поддерживаемый Уоллэсом, он абсолютно не боится выйти за некие рамки и записи демонстрирует массу моментов его великолепной свободной игры.

Пит Синфилд работает на своем синтезаторе VCS3 очень творчески, а то, как он преображает звук барабанов, поразит многих. Уоллэс не настолько точен, как Майк Джайлз, но в нем больше "огня", и он очень умело использует пространство и тишину. Пение Боза полно кипящего энтузиазма, но при этом он прекрасно владеет своими эмоциями, в то время как на басе он еще только учится держать ритм и тональность сложнейших композиций Фриппа.

Короче говоря, новая группа доставит нам не меньше удовольствия, чем старая, а возможности ее роста кажутся неограниченными. Боб Фрипп просто лопался от счастья и гордости, признаваясь, что он очень нервничал после столь долгого отсутствия на публике.

27 апреля. Разговор во время репетиции в "Fulham Palace Cafe":
Питер Синфилд - Бозу: "Ты невежда."
Роберт Фрипп: "Жестокий выпад."
Питер Синфилд: "Говорю правду. У меня болит горло, голова, я жутко устал и не в состоянии деликатничать."
Боз: "У меня тоже болит горло и голова, и еще я ПОЮ!"
Питер Синфилд: "Это только ДОКАЗЫВАЕТ, что ты - невежда."

11 мая. Британское турне начинается в плимутском "Guildhall".

фото

29 мая. "Sounds". Стив Пикок: King Crimson. Мел Коллинз сказал, что они плохо подготовились к выступлению, и друзья, которые видели их вчера в Бристоле, подтвердили, что тогда группа была лучше, но в среду на своем первом за два года концерте в лондонском зале "Lyceum" группа далеко не разочаровывала. Конечно же, были вещи не совсем доработанные, и "Court of the Crimson King" - пример самого неудобоваримого номера, да и в других местах тоже было заметно, что музыка могла бы быть исполнена с бoльшим эффектом. Но, в целом, новая группа нашла свой способ выражения для кримзоновской музыки, который мне показался достаточно эмоциональным и интеллектуальным, да и технически интересным. Ни от какой группы нельзя было бы потребовать чего-то существенно большего.

Почти все исполненные песни были хорошо известны знатокам кримзоновской музыки, но в них появилось множество новых и отличительных аспектов, связанных с тем, что идеи и личные качества исполнителей проступают сквозь традиционную музыкальную канву. Любопытно, что песня, меньше всего отличавшаяся от оригинальной версии - "In the Court of the Crimson King", оказалась в среду наименее удавшейся. Если на пластинках зачастую заметно, что процесс музыкального творчества уже завершен, то на сцене, да еще в новом составе и со световыми эффектами Питера Синфилда, самым важным является способ подачи материала. В практике многих групп записанная музыка и музыка, исполняемая на концертах, абсолютно отличаются друг от друга. Что до King Crimson, то их концерты открывают для слушателей новые дополнительные измерения.

Обрамление композиций очень четкое, но оставляющее большое внутреннее пространство, и они это пространство очень умело используют. Сольные партии Мела Коллинза, исполненные в "The Lyceum", были просто выдающимися. Боз показал себя очень точным басистом, замечательным шоуменом, а его вокал варьировался от отличного (часто) до бездарного (редко). Ян Уоллэс был постоянно неотразим, и особенно в те моменты, когда он пропускал соло ударных через "VCS3", переходя от шутливого набора шумов к серьезным и эффектным музыкальным фрагментам. Гитара Роберта Фриппа остается стержнем музыки Crimson, и, несмотря на то, что в среду ему не удалось блеснуть как солисту (может быть, ему просто не хотелось), его игра была полна той утонченной силы, которая и отличает группу. King Crimson могут и не быть группой Фриппа, но без него они будут совсем другими.

фото

Переходя от лиричности таких песен, как "Cadence and Cascade" и "Lady of the Dancing Water" через наслоения звуков в композиции "Devil's Triangle" к резким контрастам вещей "Teachers of a City" / "Городские проповедники" и "21st Century Schizoid Man" возвратившиеся King Crimson доказали, что, несмотря на некоторые неудавшиеся в тот вечер номера, они все еще остаются одной из самых оригинальных и впечатляющих британских групп.

29 мая. "New Music Express". Рой Карр / Roy Carr: Было что-то особенное в посещении концерта в "Lyceum" в прошлую среду. Без преувеличения скажу, что наше паломничество больше походило на ежегодную встречу старых друзей, так как более 2000 преданных поклонников собрались там, чтобы приветствовать своего старого друга - King Crimson.

Было бы вполне извинительным, если бы это первое после двухлетнего затворничества выступление стало заурядным, но нет, в нем была мистика таких редких событий, как возможность лицезреть Stones или Нила Янга / Neil Young.

Конечно, это заслуга Боба Фриппа и Питера Синфилда, что Crimso '71 еще более впечатляет, чем исходный прототип 1969 года. Хотя они и исполняют ряд переработок своей ранней классики, новая группа не собирается выезжать на былой репутации.

10 июня. "Epsom & Ewell Herald". Ян Уорд / Ian Ward: Концертом в "Fairfield Hall" King Crimson продемонстрировали свои потенциальные возможности и лишь подтвердили впечатление, что так называемая "прогрессивная" тяжелая музыка происходит от старого доброго рока и, что ни говори, занимательна.

Однако для многих их фанов это выступление было возбуждающим и воодушевляющим. Crimson вмазали несколько новых номеров, а под конец выдали мощную версию своей самой известной записи "In the Court of the Crimson King".

Пока поклонники врубались в кримзоновское представление, мне стало ясным, что тяжелая музыка - это самодостаточная, академическая форма рока, совершенно не соответствующая традиционным критериям развлекательности и предназначенная только для узкого круга ее любителей.

11 июня. "South London Press". Рик Хамфриз / Rick Humphries: Гвоздь группы - это гитарист Боб Фрипп, чьи расслабленные манеры и мягкий деревенский акцент являются обманчивым фасадом, за которым скрывается курчавый и очкастый гений с головой буквально лопающейся от новых форм, звуков и идей.

24 июня. "Sounds". Стив Пикок рецензирует концерт в Уотфорде / Watford: До недавнего времени было ощущение, что какая-то новая группа играет музыку старой группы, при этом упор сделан на репертуар, а не на личности музыкантов. В четверг все в значительной степени перевернулось.

9-10 августа. После двухлетнего перерыва King Crimson вернулись к выступлениям в клубе "The Marquee". Питер Грин / Peter Green был в баре и обратился ко мне: "Рад, что ты вернулся." Я ответил: "А я и не уходил." "Именно это я и хотел услышать", - сказал он. - Роберт Фрипп.

28 августа. "New Music Express". Ник Логэн: Заголовок: Crimson мягчает, а Фрипп начинает терять свою невозмутимость: Пит: "Этот следующий альбом должен стать последним альбомом Фриппа - Синфилда. Уже чувствуется присутствие других членов группы. Боб пишет кошмарно много, но… ему придется в какой-то мере пойти на компромисс."

11 сентября. "Melody Maker". Raver / Любитель удовольствий: Прошла еще одна неделя концертных удовольствий. В субботу в Гайд-парке внимание вашего Любителя разрывалось между Бобом Фриппом, сидящим боком на мопеде и все утро наигрывающим на гитаре, и Джулией Идж / Julie Ege… выглядевшей блистательно в вылинявших джинсах (ничто кроме них не полиняло).

18 сентября. "New Music Express". Джеймс Джонсон / James Johnson берет интервью у Stray. Говорит гитарист группы Стив Гэдд / Steve Gadd: "Я просто закипаю, читая длинные статьи в газетах о так называемых гениях из Yes и King Crimson. Все это похоже на рекламу: "Посмотрите, как мы играем. Разве мы не великолепны?" Нет, не великолепны. Суть в том, что любой смог бы играть музыку Yes и King Crimson, если бы заучил эти самые рифы. Я не говорю, что имею что-нибудь против кримзоновской музыки, но я никогда не пойду смотреть на них за работой. Взгляните правде в глаза: Боб Фрипп - это кусок… на сцене."

8 октября. Осеннее турне по Соединенному Королевству.

16 октября. "Sounds". King Crimson записали свой четвертый альбом "Islands" на фирме "Islands Records".

30 октября. "Melody Maker". Ричард Уильямс: Альбом, похожий на роман, оставивший далеко позади весь британский арт-рок.

Джон Уэттон зашел в гости к Бозу. Мы слушали новые альбомы Family и King Crimson. Оказалось, что незадолго до Боза Джон жил в этой же квартире. Я надеялся, что Джон присоединится к нам и даст возможность Бозу сконцентрироваться на пении, но Мел, Боз и Ян хотели оставить все как есть, а Джон почувствовал, что эти люди ему не подходят. - Роберт Фрипп.

10 ноября. Американское турне началось в Лондоне, штат Онтарио.

13 ноября. "Sounds". Стив Пикок: Мы говорили о том, как King Crimson чуть было не распались во время недавнего турне… Фрипп признал, что он в ответе за бoльшую часть напряженности, потому что, вместо того чтобы наорать на всех, он молчал и дулся.

"Бытует мнение, что я не осознаю, какое воздействие оказываю на остальных членов группы. Однажды, в перерыве между концертами, Мел опрокинул стол со всем содержимым на Яна, вместо того чтобы опрокинуть его на меня, и это очень взбесило Яна. Он сказал, что на некоторых концертах его подмывало подойти и надеть стол мне на голову, я же был готов в ответ запустить в него электропианино. В конце концов, напряжение прорвалось, и они полностью выговорились… Приближающиеся американские гастроли прояснят ситуацию."

2 декабря. Выход альбома "Islands".

13 декабря. Возвращение King Crimson в Англию.

18 декабря. "New Music Express". Ник Логэн: Даже, несмотря на то, что "Islands" содержит некоторые из лучших работ группы и, несомненно, классическое произведение "Ladies of the Road", иногда этот четвертый альбом звучит уж очень знакомо. Мне кажется, что после четырех альбомов Боб Фрипп сделал остановку. Он, несомненно, гениальный композитор, самый блестящий, а возможно, и умнейший манипулятор размерами и аранжировками из всех рок-музыкантов нашего времени, но я как один из поклонников Crimso приветствовал бы некоторый возврат к той разновидности сшибающего с ног и заставляющего ваши волосы вставать дыбом рока, который сделал их дебют таким свежим и ошеломляющим.

Фрипп склоняется к тому, чтобы следовать рассудочной и трудной дорогой, тогда как более очевидным был бы выбор сырого мяса хорошей рок-музыки. Не могу себе представить, что кто-нибудь назовет Crimson предсказуемыми, но именно такими они могут стать в своей полнейшей непредсказуемости, если вы только поняли, что я имею в виду.

Далее моя критика относится к построению аранжировки. Эта бездыханная вокальная интродукция, обреченная умереть от мощных взрывов баса и ударных или от рычания саксофона, опасно подвержена тому, чтобы стать клише, а новые песни слишком часто напоминают то, что было в прошлом.

"Islands" подтверждает возрастающую веру в то, что Crimso эволюционируют в искусную, но какую-то холодную и бесстрастную группу. Теплоты - вот чего им не хватает.