1972

1 января. "Sounds". Стив Пикок: Еще один альбом, не сумевший подкрепить впечатление от первого прослушивания. Прослушав его один раз, я написал в рецензии: "Я хочу глубже разобраться в нем, так как уверен, что он может дать куда больше пищи для размышления." Это доказывает, что не стоит писать о пластинках после первого же прослушивания. Тогда я был просто немного ошеломлен этим альбомом, потому что там чего только нет, но, прослушав его много раз, я нахожу в нем все меньше и меньше мест, к которым мне бы хотелось снова вернуться. Окончательно разобравшись в этом музыкальном произведении, я считаю, что за всем этим есть совсем немного такого, что достойно внимания.

Единственное в этом альбоме, что, как я думаю, заслуживает иной оценки, - это тексты Пита Синфилда. В некоторых местах он очень удачно нашел новые пути. "Ladies of the Road", например, - это совершенно неожиданная и очень верная вещь, но остальное напоминает скорее карикатуру на Синфилда, чем его самого. Текст композиции "The Letters", к примеру, мелодраматичен до неправдоподобия, а все остальное окрашено нехарактерным сентиментальным романтизмом. Оставив все эти рассуждения, скажу, что, несмотря на некоторые достоинства, "Islands" не дал того, что было обещано, или просто не оправдал моих ожиданий, хотя, возможно, я ожидал слишком многого.

1 января. "Disc". Эндрю Тайлер / Andrew Tyler: Пит Синфилд - бессменный поэт и единственный представитель обслуживающего персонала King Crimson - сожалеет, что присоединился к группе на недавних шестинедельных гастролях по США. "Провала не было нигде", - говорит он, - "Мы выступили, пожалуй, очень неплохо, просто не так, как в нашем английском турне. Думаю, мне следовало остаться дома и заниматься поэзией." Проблем было много… одни и те же неприятности повторялись снова и снова, и в результате этого давления на группу, возникла "внутренняя усталость". Синфилд вернулся домой совершенно разбитым.

1 января. "New Music Express". Заголовок: Синфилд покидает King Crimson: В среду, когда очередной номер "NME" был уже подготовлен к печати, поступило официальное сообщение о том, что Пит Синфилд - один из основателей King Crimson - покинул группу. Пит играл на VCS3 и отвечал за тексты, свет и звук. Группа продолжит работать вчетвером, а планы Синфилда на будущее пока неизвестны.

1 января. "Sounds". Рэй Тэлфорд: "Импровизация - это искусство умелых", - говорит ударник Yes Билл Бруфорд, - "и, к сожалению, у большинства белых музыкантов это получается ужасно…" Билл говорит, что Fairport Convention, Пит Тауншенд и, возможно, King Crimson "закладывают что-то вроде постоянного фундамента современной британской музыки".

8 января. "Disc". Эндрю Тэйлор / Andrew Taylor берет интервью у Роберта Фриппа: "Все мы прошли через множество перемен, и в результате мы с Питом обнаружили, что вышли в разных местах."

8 января. "Melody Maker". Ричард Уильямс: Незаметное для большинства разделение тандема Синфилд/Фрипп назревало уже довольно давно. На то были различные причины и среди них огромное несходство характеров и расхождение музыкальных направлений. "Полагаю", - сказал Фрипп, - "дело в том, что между нами закончились творческие взаимоотношения. Я перестал верить в Пита, и поскольку мы не хотим переходить на личности, то честнее будет признать, что в творческом плане наши отношения прервались некоторое время назад."

"Настал момент, когда я почувствовал, что если мы будем продолжать работать вместе, то вряд ли поднимемся выше уже созданного… было бы только ухудшение качества."

Работа Синфилда со светом тоже становилась предметом разногласий. Фрипп поясняет: "Группе часто казалось, что свет отвлекает. Вклад Пита в искусство освещения сцены действительно имел место в 1969 году - я заметил его влияние на многие группы, использующие световые эффекты. Но мне кажется, что после 1969 года он не сделал ничего нового."

Для того чтобы кто-нибудь не подумал, что их раскол носит скандальный характер, следует заметить, что критика, высказанная Фриппом, была очень мягкой и совершенно беззлобной. Через пару дней после этого сообщения Синфилд казался более озадаченным: "Мне позвонил Боб и сказал, что не может больше работать со мной. Я не спросил, почему… и точно этого не знаю. Мы оба достаточно сильны, нам трудно работать вместе, и мы были обречены разойтись. Решение полностью принадлежит Бобу, хотя для себя я уже решил, что не поеду больше с группой в Штаты, если только не будут выполнены некоторые мои условия, а на это было мало надежды."

Похоже, что Америка еще раз оказалась катализатором для Crimson. Два года назад подобная поездка привела к уходу Майка Джайлза и Яна МакДоналда, который назвал ее "проверкой на абсолютную гибкость".

8 января. "Sounds": В январе King Crimson проведут трехнедельную репетицию перед очередным американским турне, назначенным на 11 февраля.

8 января. "Melody Maker". Свидание вслепую с Императором Роско / Emperor Rosko [знаменитый диск-жокей, работавший на радиостанции в Париже, ведущий программ на "Радио Люксембург", "Радио-1" и т. д.]: King Crimson: "Ladies of the Road" c альбома "Islands": Если бы я слушал ее в два часа ночи у себя дома, возможно, мнение было бы совершенно иным, чем при прослушивании в кабинете. Я приготовился к тому, что эта пластинка не для меня, но чем дальше я слушаю, тем больше она мне нравится. Повторяю, очень трудно составить представление об альбоме, когда всего один раз слышал одну-единственную вещь. Я не знаю, кто написал текст, но он мне нравится.

Кто бы они ни были, они делают что-то очень своеобразное. Сначала мне показалось, что они плохо сыграны, но теперь понимаю, что эта запись очень точно просчитана. Что-то общее с "Plastic Ono Band". Кажется, что это идет от абсурда и в чем-то соприкасается с альбомом "Ram". Можно закрыть глаза и представить себе "Ram" и альбом Леннона, перемешанные вместе. Слышится грубый рыкающий Леннон и мелодичные пассажи Маккартни. Подобную музыку я бы с удовольствием проигрывал, будь у меня трехчасовая программа. King Crimson!! Я не могу поверить в это! King Crimson. Это поразительно!

8 января. "New Music Express". Саймон Стейбл: Заголовок: Пит Синфилд: "Или Фрипп, или я." Неделю спустя появился заголовок: Роберт Фрипп: "Или Синфилд, или я." Это самое грубое искажение фактов прессой, с которым мне когда-либо приходилось сталкиваться. Тон и манера интервью Пита, магнитофонную запись которого я слышал, были далеки от грубости и неприязни, содержащихся в газете. В основном для того, чтобы свести на нет это впечатление, я согласился ответить и подчеркнул неаккуратность преподнесения материала. На следующей неделе я обнаружил, что такое же грубое искажение коснулось и моего интервью. - Роберт Фрипп.

15 января. "Melody Maker". Лучший альбом месяца - "Islands" группы King Crimson. Несмотря на дрянную обложку, это один из самых выдающихся альбомов из всего многообразия рока. Невозможно описать теплое лучистое чувство, порожденное союзом корнета Марка Чарига и педальной фисгармонии на длинной неспешно нарастающей кульминации заглавной вещи или перехватывающим дыхание расщепляющемся соло Фриппа на композиции "A Sailor's Tale". И это НЕ претенциозность и НЕ самолюбование.

15 января. "Melody Maker". По меньшей мере, год King Crimson не будут выступать в Британии и маловероятно, что в этой стране они выпустят новый альбом до весны 1973.

"Все дело в том, как развивать группу с наибольшей свободой", - поведал Боб Фрипп представителю "MM". "Во время британского турне, кажется в Портсмуте, кто-то написал губной помадой на стенке трейлера: "Играйте старые вещи, новые - дерьмо."

Все время, пока группа будет совершенствовать свой общий настрой и свою музыку, будет существовать сдерживающая наше развитие необходимость сражаться с установившимися взглядами на то, что мы должны играть. Если говорить откровенно, то большая часть успеха британского турне пришлась не на исполнение, а на связанные с ним трюки… как бы прекрасно само исполнение ни было. Я подумываю о светошоу и вообще о крови и громе.

В следующем году у нас будут новые идеи, и нам понадобится окружение, не похожее на британское, где мнение о группе, пожалуй, слишком установившееся. Нам нужно то, что послужит катализатором, это может быть Америка, а может и Европа. В Америке о группе судят по тому, как она играет, а нам это и нужно.

И один личный вопрос. Я не хочу, чтобы на меня возлагали ответственность за все, что делает King Crimson."

К сожалению, похоже на то, что покинувший группу пару недель назад Пит Синфилд будет кем-то замещен.

22 января. "Melody Maker". Заголовок: "Распад Crimson": King Crimson распались на прошлой неделе после ссоры на репетиции в Борнмуте. Правда, через два дня они снова сошлись, но только временно, так как обязаны провести шестинедельное турне по Америке, которое начнется 5 февраля.

По всей вероятности, это будет их последнее турне в теперешнем составе, хотя, по словам нескольких членов группы, Америка оказывает странное влияние на Crimson, и вполне правдоподобно, что они могут вернуться сплотившимися.

Говорят, что спор возник из-за различных взглядов на музыку у единственного оставшегося организатора группы Боба Фриппа - с одной стороны, и у трех относительно новых "рекрутов": певца и басиста Боза, саксофониста Мела Коллинза и ударника Яна Уоллэса - с другой.

"За прошлый год я многому научился у Боба", - сообщил Уоллес. "Но Мел, Боз и я тоже можем кое-что предложить, и ему пришлось согласиться с этим. Дело в простом соглашении… или компромиссе."

"Может, это никогда и не прекратится", - добавил он. "Это очень загадочная группа. Америка - таинственное место, и нам всем нравится играть там, так, что… Правда, вполне вероятно, что мы с Бозом и Мелом организуем свою группу, возможно, пригласив еще одного человека. Нам нравится быть вместе и работать вместе."

Комментарий Фриппа: "Поживем - увидим."

11 февраля. Американское турне начинается в Уилмингтоне, штат Делавэр.

19 февраля. "Melody Maker". Письмо от Фреда Фостера / Fred Foster: Так ли уж нужно было Бобу Фриппу критиковать своих слушателей за ситуацию, в которой он сам полностью повинен?

King Crimson - это была группа, создавшая "In the Court of the Crimson King" и "In the Wake of Poseidon", а эта собранная Бобом группа имеет не больше прав на название King Crimson, чем ELP [Emerson, Lake & Palmer] или McDonald & Giles.

Простое переименование группы рассеяло бы все сомнения, показав, что Crimson больше не существуют, и улучшило бы атмосферу в группе. И это было бы более честно по отношению к английским поклонникам, чем покидать их на год или более.

11 марта. "Melody Maker". Обозреватель: "Поверите ли вы в то, что King Crimson сбацали в Штатах рок-н-ролл?" - спрашивает ударник Ян Уоллэс. Боб Фрипп играл стоя, и все заметили, что парень улыбался.

27 марта. King Crimson поддерживает Yes на концерте в "Aquarius Theatre". Последнее выступление Билла с Yes.

1 апреля. Американское турне заканчивается в Бирмингеме, Алабама.

15 апреля. "New Music Express". Крис Ван Несс / Chris Van Ness, Лос-Анджелес: Зная обо всех этих слухах про распад King Crimson, я решил зацепить Роберта Фриппа после концерта "Civic Auditorium", Санта-Моника и откровенно порасспросить его о будущем.

"Останется ли группа в прежнем составе после турне?" - задал я ему вопрос прямо в лоб. Он с минуту смотрел на меня, покачал головой и сказал: "Нет."

Но он сказал, что будет еще один кримзоновский альбом с композициями, взятыми с лент, записанных во время этого турне.

На следующий день была другая история. Я обедал с Фриппом у него в гостинице, и он сказал: "Мы не спали до 6 утра с Бозом и Яном [Уоллэсом], и они не хотят, чтобы группа распалась. Они хотят любым путем сохранить ее." Он уставился в свою чашку с кофе.

"Мы не так уж сильно отличаемся по части музыки. Правда, я написал несколько песен, которые им не особенно понравились, но это ничего - основные наши противоречия чисто философского плана. Иногда мы очень хорошо играем вместе, просто мы неодинаково мыслим."

Я решил еще раз задать свой сокровенный вопрос о том, останется ли группа вместе. "Я не знаю", - ответил Фрипп, - "но, если бы мне пришлось дать определенный ответ, я бы сказал - сомневаюсь. Хотя еще одно турне мы, пожалуй, дадим."

Напоминает историю с МакДоналдом и Джайлзом. Не правда ли?

22 апреля. "Melody Maker". Обозреватель: Роберт Фрипп вернулся из Америки с дамой, которую он представляет как "колдунью". Он записывает с ней альбом. Абракадабра.

22 апреля. "Sounds". Стив Пикок: Прошло чуть больше недели после американского турне, а Билл Бруфорд уже собирается готовить материалы для нового альбома Yes. Но Билл Бруфорд… что-то фальшивит… кажется, даже неожиданно для себя… Чувствует ли он, что иногда больше похож на странствующего музыканта, чем на члена Yes? "Возможно, но сначала нужно стать очень хорошим музыкантом, а также понять, на что ты годен как музыкант - ни того, ни другого я еще не достиг. Для этого и нужно быть в группе, группа учит тебя этому. Но как только ты узнал достаточно, нужно сразу же ее покинуть."

29 апреля. "Melody Maker". Обозреватель: Ожидайте в мае "Live in the USA" - новый альбом King Crimson. В данное время Роберт Фрипп отбирает лучшее из нескольких записанных концертов. Почти точно, что это будет последним произведением группы.

20 мая. "Melody Maker": Три члена King Crimson объединились с Алексисом Корнером / Alexis Korner и Питером Торапом / Peter Thorup и создали новую группу Alexis. Crimson распались после турне по Америке, а Мел Коллинз (саксофон), Ян Уоллэс (ударные) и Боз (бас) остались в Штатах.

27 мая. "Disc". Каролин Бучер / Caroline Boucher: Хоть многие грозили пальцем и печально покачивали головами, говоря о будущем King Crimson, Роберт непреклонен в том, что они - процветающая и здоровая группа. "Crimso очень далеки от забвения. Увидите, когда мы снова начнем выступать, это будет волшебная группа."

9 июня. Выпуск альбома "Earthbound" в Англии. Издание его в Америке было отклонено фирмой "Atlantic" из-за плохого качества звука.

17 июня. "Melody Maker". Ричард Уильямс: King Crimson, "Earthbound": Если вы хотите знать, почему Фрипп не смог сыграться с парнями, послушайте этот альбом, записанный во время трех американских выступлений в феврале и марте (и продающийся за разумную цену 1,35 фунта). У вас создастся впечатление, что группа похожа на огненное колесо: яркая и вспыхивающая, но эфемерная и удерживаемая вместе только центробежной силой.

Несмотря на блестящие моменты (а там есть несколько), видно, что группа растаскивается в разные стороны, зачастую, как я полагаю, не имеющие ничего общего с намерениями Фриппа. Это очень живой альбом, записанный на стереокассетном оборудовании через микшер, а плохое качество звука добавляет дополнительное измерение чувству сопричастия, которого так не хватает студийным альбомам Crimson, тщательно сконструированным в течение дней и недель дубляжа и монтажа. По существу, это рок-н-ролльный альбом, и именно рокеры Боз, Мел и Ян наполовину неосознанно, но с интересным результатом, втянули своего лидера в это дело. Диск начинается натершей всем мозоли композицией "Schizoid Man", в которой выделяются полностью измененный синтезатором VCS3 голос Боза и сногсшибательно отточенное соло Мела на альт-саксофоне, которое начинается холодновато-спокойно, а завершается яростно и смело. Фрипп полностью погружается в жесточайшую гитарную импровизацию, выдающимся образом дополняемую Уоллэсом и Бозом, который проворно маневрирует своей бас-гитарой. Заключительный риф перехватывает дыхание, и если слушать эту пластинку громко, то вы получите шоу потрясающего масштаба.

"Peoria" - это двухаккордный ладовый "джэм", "фанковый", но весьма заурядный, украшаемый баритон-саксофоном Мела и вокальными импровизациями Боза, которые разворачиваются на фоне сдержанного "вау-вау" лидер-гитары. Звуки постепенно замирают и переходят в середину вещи "Sailor's Tale". Пассажи Фриппа, накладываемые поверх коллинзовского меллотрона, мало чего добавляют.

Композиция "Earthbound" открывает вторую сторону. На этот раз - это одноаккордный джем с легкой прогулкой тенор-саксофона Коллинза в стиле Кинга-Куртиса / King-Curtis. Боз составляет с ним довольно бессмысленный дуэт, а Фрипп, играет соло, звучащее, на мой взгляд, подозрительно разочаровывающе. Абсолютная бессодержательность этой дорожки, да и композиции "Peoria", не идет ни в какое сравнение с возвышенными (и очень содержательными) устремлениями ранних кримзоновских вещей - для примера можно взять любую. Одна лишь последняя запись оправдывает потраченные деньги - это 15-минутная версия композиции "Groon" - инструментала со второй стороны сингла "Cat Food". Здесь и Боз, и Ян уже не просто "фанкуют", а по-настоящему творят музыку. Коллинз резкой игрой на тенор-саксофоне подтверждает свое высокое мастерство (в нем есть своеобразие, и было бы здорово услышать, как он играет в ансамбле с несколькими молодыми джазистами). Уоллэс, играя энергично и мощно, выходит на соло с удивительным использованием VCS3 для ударных, которым он поразил всех во время британского турне группы. Представление обо всем этом складывается достаточно полное, несмотря на отсутствие столь важного визуального аспекта. Альбом заканчивается колоссальной, нагоняющей дрожь кодой и финальным гитарным визгом. Аплодисменты вырезаны, что, по-видимому, является своеобразным комментарием Фриппа как продюсера. Вообще же, несмотря на некоторые присущие ей длинноты, это была интересная группа, что исторически и почти музыкально подтверждается их альбомом.

15 июля. "Record Mirror". King Crimson: "Earthbound": Не в пример другим пластинкам фирмы "Island", продающимся за 1,35 фунта, эта и звучит как дешевка. Вспоминается последний виденный мной кримзоновский концерт, даже отдаленно не напоминающий этот, несмотря на то, что происходил всего несколькими месяцами ранее. "Earthbound" был записан в феврале в Штатах и демонстрирует царящие в группе уныние и предчувствие конца. Этого не может скрыть даже плохое качество записи. Лучший номер - заглавная композиция с неплохим саксофоном Мела Коллинза, но две очень удачные студийные вещи "21st Century Schizoid Man" и "Groon" превратились в неимоверное занудство и слушаются с трудом. - "RM".

22 июля. "Melody Maker". Заголовок: Человек из Yes присоединяется к Crimson. На этой неделе в Лондоне тихо начались репетиции нового состава King Crimson с Биллом Бруфордом из Yes, играющим на ударных бок о бок с лидером - Бобом Фриппом. В новую группу также вошли: басист Джон Уэттон из Family, перкуссионист Джеми Мюир / Jamie Muir и скрипач Дэвид Кросс / David Cross.

29 июля. "Sounds". Стив Пикок: С удивлением я услышал, что Фрипп формирует новый состав King Crimson.

Когда он позвонил нам, чтобы сообщить о новой группе с Биллом Бруфордом, Джоном Уэттоном, Джеми Мюиром и Дэвидом Кроссом, я не мог не вспомнить то, что он говорил мне в феврале перед последним американским турне предыдущего состава Crimson:

"Я не чувствую, что я играю в King Crimson", - сказал он, - "Фрипп и новые, несомненно хорошие, музыканты - это уже не King Crimson. Думаю, это будет дутая группа. Жаль, но это так."

В конце концов, какое значение имеет название? Группа с таким составом ДОЛЖНА быть очень хорошей. Фрипп сказал, что они начинают репетировать этой осенью, что у них нет никаких трений с другими группами [Family и Yes] и что он очень счастлив.

Затем его менеджер отменил большое интервью, которое Боб собирался дать.

5 августа. "Melody Maker". Обозреватель: Странно, что Билл Бруфорд покидает Yes. Вся работа насмарку и ради чего? Выступления с King Crimson вряд ли долго продлятся, по крайней мере, в этом составе. Но желаю удачи… Правда, все это несколько напоминает "Роллс", покидающий "Ройс".

12 августа. "Disc". Джон Менделсон из Голливуда: Берни Топин / Bernie Taupin [поэт] собирается покинуть Элтона Джона, чтобы присоединиться к новым King Crimson в Маракасе. Вы немедленно припишете заслугу магнетической мудрости Фриппа, ведь, как сообщают, Берни отказаться заменить Смоуки Робинсона / Smokey Robinson в рядах Miracles.

19 августа. "Disc". Джон Менделсон из Голливуда: В ходе своего прощального турне популярная канадская поп-рок-группа Guess Who выступила в зале "Civic", Санта-Моника. По окончании турне вся группа собирается присоединиться к King Crimson и образовать состав под названием Robert Fripp, Mad Dogs and Englishmen / Роберт Фрипп, бешеные собаки и англичане.

4 сентября. Начались репетиции.

30 сентября. "New Music Express". Новая группа Боба Фриппа к концу осени собирается начать концертировать под своим постоянным названием King Crimson.

13, 14, 15 октября. "Zoom Club", Франкфурт.

17 октября. "Beat Club", бременское телевидение.

28 октября. "Sounds": Заголовок: Гигантское турне Crimson. 26 больших концертов.

29 октября. "Redcar Jazz Club".

4 ноября. "Sounds". Стив Пикок берет интервью у Фриппа: "Earthbound" - это результат совместного творчества той группы, но суть в том, что поняв, что хотел бы делать каждый, я понял, что я делать это не хочу… Я понимаю затруднение, которое испытывают некоторые люди при попытке осознать, что King Crimson - это… традиция, способ созидания, но, кроме того, King Crimson есть и всегда были значительно больше, чем Роберт Фрипп. Я, по правде, не более чем просто попутчик в развитии группы.

4 ноября. "Melody Maker". Статья Ричарда Уильямса о Брайне Ино / Brian Eno и обо мне, которую Ино расценивает как начало конца своих взаимоотношений с Roxy Music. Среди прочего, в статье обсуждается "No Pussyfooting" - запись, сделанная в предыдущем месяце на квартире у Ино и которая исполнялась King Crimson в начале и в конце выступлений. По этой причине "No Pussyfooting", похоже, стала исходной точкой и для Fripp & Eno, и для King Crimson.

10 ноября. Турне по Англии началось в Техническом колледже города Гуль / Hull Technical College. В один прекрасный момент я услышал свистящий звук и наклонился вперед, в это время тяжелая цепь пролетела в том месте, где только что была моя голова. Она опуталась вокруг Джеми, а затем со звоном упала на пол. - Роберт Фрипп.

11 ноября. "New Music Express". Тони Тайлер / Tony Tyler берет интервью у Фриппа: "Конституция King Crimson схожа с британской конституцией - она неписана и податлива..." Фрипп говорит, что при создании новой группы большую роль сыграла магия.

11 ноября. "Melody Maker". Недельное обозрение: Новая группа имеет серьезное намерение поднять популярную музыку на один-два уровня. Понаблюдайте за чокнутым перкуссионистом Джеми Мюиром и басистом мирового класса Джоном Уэттоном.

16 ноября. "Sounds". Стив Пикок беседует с Биллом Бруфордом: Если бы они [Yes] не нашли другого ударника или почувствовали, что никто другой им не подойдет, я бы всерьез задумался и, возможно, остался.

И все-таки, это удивило их, не так ли?

Да, думаю, это так. Мы не раз говорили о том, что в рамках Yes каждый может заниматься всем чем угодно. Это значит, что если у меня есть какая-нибудь идея, то почему бы мне не осуществить ее внутри группы. Все правильно, но дело в том, что за четыре года я научился у этих людей почти всему, чему собирался от них научиться, и они, несомненно, тоже давным-давно научились у меня тому, чему хотели.

Но я не последовал бы ни за кем другим, Роберт - это, пожалуй, единственный человек, за которым я бы пошел. Он сделал мне предложение, и, когда такую возможность преподносят тебе на тарелочке, думаю, нужно быть совершенно безмозглым, чтобы отклонить предложение.

Вы раньше хорошо его знали?

Я мало его знал. Он приехал в студию и остался до завершения записи "Close to the Edge", мы обсудили все это и немного поиграли. Я был довольно близок с Джеми и знал его работу. Я был наслышан об очень хорошей репутации Джона. Я абсолютно ничего не знал о Дэвиде, но на сцене он меня поразил.

Не было никакого прослушивания, ничего подобного, просто все собрались вместе. Это было здорово, отличный способ создать группу. Все предсказывало удачу, а, говоря языком Роберта, - не было случайностей. Он еще раньше приглашал Джона Уэттона в King Crimson, но тот отказывался, так как ему не подходили остальные музыканты. Но на этот раз группа была создана мгновенно, и это было замечательно. Чем больше ты потеешь и уговариваешь: "Ну, пожалуйста, приди в мою группу" или прослушиваешь кандидатов, тем хуже все выходит. Но, когда они все разом оказываются в одной комнате, ты поневоле думаешь: "Это же фантастика!" И ты просто не имеешь права оттолкнуть такую возможность.

Были ли у вас какие-нибудь опасения по части работы с Робертом, зная его репутацию требовательного наставника?

Нет. Скорее я боялся того, что мое музыкальное мастерство не доросло до уровня группы, и я говорю это совершенно серьезно. В моем наивном представлении о музыкальном мире, то, что раньше делал Джеми Мюир, было вершиной дерева, это был уровень подлинных музыкантов. А потом Джеми пошел в противоположном направлении, прекрасно отличая настоящие успехи от дерьма, просто ему захотелось на большую сцену, чтобы его слушала целая толпа, что тоже здорово, и мы вроде как бы встретились посредине.

Мы ведем King Crimson по пути замечательной групповой импровизации без определенного солиста. Я думаю, что ситуация, когда один парень вовсю наяривает, а другие служат для него фоном, порядком устарела. Приятно, когда все имеют равные возможности, тогда выходит что-то вроде фантастического музыкального соревнования, и это здорово. Участвуют все.

Можете ли вы оценить, как изменило вас пребывание в этой группе?

У меня появилось больше веры в себя. Раньше я был ударником Yes, что, кстати, совсем неплохо, а теперь я - Билл Бруфорд.

Мы не обращаем внимания на реакцию публики. Насколько я знаю, некоторые зрители с воплями выбегают из зала, они вполне могут нас ненавидеть… жизнь снова стала опасной, решительно опасной, и это хорошо. Меня снова критикуют. Работа с Джеми и Бобом - это хорошее лекарство для меня: ни разу за последние три года никто не говорил мне, что я тупой ударник, и это плохо, а сейчас мне говорят, что я туп, и советуют пойти и подучиться, и это для меня самое полезное.

Вообще-то есть в этой группе один пугающий меня обертон: потому что когда я присоединяюсь к группе, то уж присоединяюсь, но при этом всегда думаю о будущем, думаю о том, что будет, например, через год. Обычно ты вступаешь в группу с мыслью: "Ну ладно, они ничего, правда использует большие септы, а я бы хотел ноны", а потом ты переходишь в другую группу и мечтаешь о следующей, где используют тринадцатые, а King Crimson используют все, что я знаю о музыке. Это здорово, но с другой стороны это действительно все, что я знаю, после этой группы мне просто не с кем будет работать. Логичный шаг - уйдя из этой группы, вообще перестать быть музыкантом, а это пугает.

Есть ряд групп, их немного, но они есть, которые идут к пропасти, за которой чернота, своего рода пустота, и они вглядываются в нее с надеждой, что проход есть, но понимают, что его может и не быть, что этот путь может оказаться абсолютно неверным.

Я чувствую, что King Crimson в теперешнем состоянии - как раз одна из таких групп. Если вы заглянете вперед King Crimson, - этой особой, исключительно далеко вперед ушедшей группы, - то увидите только пустоту. Сейчас у меня нет никаких личных целей, все они связаны только с этой группой.

18 ноября. "Music Express". Тони Тайлер: В общем так, сегодня вечером я впервые их услышал и скажу, что это ДЕЙСТВИТЕЛЬНО нечто особенное. Называется это King Crimson и состоит из Роберта Фриппа, Джеми Мюира, Джона Уэттона, Билла Бруфорда и Дэвида Кросса. Они играли вечером в понедельник в Гилдфорде, и если бы я больше никогда никого не услышал, то и их одних мне бы вполне хватило для полного счастья.

фото

В этот вечер был третий концерт нового перевоплощения фрипповского "Способа Собирать Людей, Чтобы Играть Музыку". Фрипп впоследствии признался, что у них были небольшие технические проблемы, но мы все знаем, что он само совершенство, во всяком случае, там, где я сидел, "саунд" был потрясающим.

Все разрабатывалось сразу в нескольких уровнях. Во-первых, случайно или преднамеренно, группа пустилась в поиски равновесия на фоне схватки равных по силе противоположностей. Джеми Мюир и Дэвид Кросс - прекрасно уравновешивались двумя престижными и абсолютно профессиональными музыкантами - Джоном Уэттоном и Биллом Бруфордом. Роберт Фрипп служил точкой опоры.

Ход интеллектуального поединка был таков, что Фриппу не удалось утвердить свое господство. Его влияние чувствовалось, но индивидуальность каждого музыканта в группе получила полную свободу. В результате все вылилось в мощный музыкальный и артистический штурм.

Позвольте мне сделать маленькое пророчество: Сейчас, четыре года спустя, King Crimson собираются достичь всего того, чего просто обязана была достичь первая группа, но по разным причинам не смогла. Я утверждаю это, потому что духовное воздействие группы, выступавшей в понедельник, было таким же, как у первого состава King Crimson: огромным, наполненным ароматом открытия.

18 ноября. "Melody Maker". Ричард Уильямс: Ничто так не возбуждает, как концерты новой группы, которая самостоятельно и совершенно неожиданно открыла абсолютно новые музыкальные горизонты. Слушатели, подобно отважному Кортесу, увидевшему Тихий океан с вершины горы, стоят, онемев от внезапно открывшегося перед ними чуда

В недавние времена подобного достигали Soft Machine, Lifetime, Mahavishnu Orchestra и может быть еще несколько отборных групп. Первый состав Crimson был в их числе, но новая группа Роберта Фриппа превзошла их всех.

В понедельник вечером в "Guildford Civic Hall", на третьем концерте своего инаугурационного турне, они играли музыку настолько сложную и многоплановую, что она не имеет аналогов среди всего многообразия рока. Став подлинными триумфаторами, они подвергли слушателей феноменальному 90-минутному творческому шквалу.

2 декабря. "New Music Express". Ян МакДоналд: В прежние годы я много размышлял над волнующим меня вопросом, как человек такой проницательности, самообладания, энергии и хорошего вкуса, как Роберт Фрипп, мог быть движущей силой абсолютно загадочной последовательности альбомов, выходивших на фирме "Island", публикующей произведения King Crimson - самого загадочного британского состава.

Этот вопрос кажется мне еще более озадачивающим, после того, как я впервые услышал последний фрипповский вариант Crimso. Эта группа выдала, по крайней мере, полчаса самого чудесного рока, какой я когда-либо слышал.

Новый Crimso - это на 90% импровизация. Это нормально по джазовым меркам, но довольно смело для рока. Но самое главное нововведение заключается в том, что они полностью отвергли концепцию "солиста в аккомпанементе", концепцию, принятую почти всеми, от Soft Machine до Black Sabbath. Вместо этого они предпочли развивать коллективное творчество. King Crimson играют не тише, чем другие рок-группы не столько для лучшего баланса или большего разнообразия динамизма, сколько для лучшей спайки музыкантов. Они хотят не только слышать друг друга, они хотят СЛУШАТЬ. Этот идет прямо вразрез с целями большинства рокеров последних двадцати лет.

Crimso обращают внимание не столько на звук и физическое воздействие, сколько на форму одновременной импровизации.

2 декабря. "Observer". Тони Палмер / Tony Palmer: Они демонстрируют такое же варварское великолепие, каким ранее был отмечен Стравинский, и сочетают его с умело дисциплинированной и структурированной атональностью… Музыка King Crimson звучит, пожалуй, так, как будто ей постоянно руководит некий разум, превращающий ее диссонансы и эмоции в нечто значительно более целенаправленное, чем продолжительный и необходимый только для самих музыкантов выброс.

фото

2 декабря. "Melody Maker". Анализ группы. Ричард Уильямс: Составы King Crimson под номерами 1, 1а, 2, 3 следуют друг за другом по продуманному и предсказуемому пути развития… Четвертый состав совершил гигантский скачок вперед в полную неизвестность и, если ему будет сопутствовать удача, они поведут за собой весь остальной британский рок.

Джеми Мюир: "Боб позвонил, я поиграл с ними и уже не захотел заниматься ничем другим. После первого же телефонного разговора мое участие в группе было неизбежным."

Бил Бруфорд: "Мне даже странно, что людям нравится то, что мы делаем. А мы просто выходим на сцену и час с четвертью играем музыку, которая никогда не была записана и никому не знакома и которая зачастую не имеет ни гармонического, ни ритмического центра."

Джон Уэттон: "Я пришел в Crimso после того, как мы с Робертом случайно столкнулись в Уимборне. В последние четыре года наши дороги пересекались точно каждые шесть месяцев."

Дэвид Кросс: Это явно было его большим личным достижением - выдвинуться с непритязательного заднего плана прямо в непростой мир King Crimson, но он, кажется, отреагировал на это спокойно и сдержанно и сконцентрировал все свои силы на адаптации.

"Мне трудно привыкнуть к супермощному оборудованию. Есть разница между тем, чтобы быть частью инструмента и пропусканием его звука через усилители, микшеры и динамики не зная даже, что получишь на выходе."

30 декабря. "Sounds". Стив Пикок: Джеми Мюир - это дикарь. Он не двигается по сцене вместе с King Crimson, а прыгает, одетый в то, что я могу описать, как рабочая спецовка с меховыми крыльями. Периодически он оставляет свои ударные инструменты и корчится на сцене, потрясая колотушками и молотя цепями по гонгам. Как-то раз во время концерта он с воплями носился среди публики и достиг кульминации, отплевываясь кровью.