ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
В 1991 году некто Тоби Ховард / Toby Howard открыл в Интернете страницу под названием
“Discipline” / “Дисциплина” с целью распространения информации о Фриппе и всех других
членах King Crimson через электронную почту. Первый выпуск “Дисциплины” был весьма
скромен и состоял из одной единственной публикации: кто-то пустил слух о том, что
King Crimson будет реанимирован. В противовес этому, Фрипп расторгнул отношения с
компанией “EG Records”, которая на протяжении многих лет осуществляла его записи. Разрыв
Фриппа с “EG” на фоне продолжения отношений “EG” через Yes с Бруфордом не
способствовал скорейшему продолжению записей King Crimson.
Тем временем Тони Левин вернулся к студийной работе и гастролям с Питером Гэбриелем, Адриан Белью начал сольную карьеру, а Фрипп, помимо преподавания в “Guitar Craft”, записывался и гастролировал с вокалистом Дэвидом Сильвианом / David Sylvian, бывшим солистом группы Japan. В 1991 году Фрипп пригласил Сильвиана стать фронтменом нового состава King Crimson, в который должен был войти и Трей Ганн / Trey Gunn, игравший на стике и на Уорр-гитаре / Warr Guitar (инструмент, изобретенный Марком Уорром / Mark Warr и напоминающий стик с декой). Ганн, ученик Фриппа по “Guitar Craft”, прежде играл с ним в Sunday All Over the World. Сильвиан отклонил предложение, тем не менее в 1992 году трое музыкантов активно занимались совместным сочинительством и гастролировали. Для работы в студии был приглашен Джерри Маротта / Jerry Marotta, бывший барабанщик Гэбриела. Результатом стал выход в свет в июле 1993 года абсолютно кримзоновского по звучанию альбома “The First Day”. В интервью журналу “Rolling Stone” Фрипп наконец обнародовал состав новой инкарнации King Crimson: Фрипп, Белью, Левин, Ганн и Маротта. В запасе у них были кое-какие идеи, ставшие в последствии основой для композиций “ВРУУМ” / “VROOOM” и “Когда-нибудь” / “One Time”.
Осенью 1993 года Сильвиан и Фрипп отправились в турне, рекламируя “The First Day”. Маротта в это время продолжил работу в качестве сессионного барабанщика, однако неизменно позиционировался как музыкант грядущего кримзоновского состава. В ходе прослушивания, на время вынужденного отсутствия Джерри, в группу был принят Пэт Мастелотто / Pat Mastelotto - бывший барабанщик из Mr. Mister, победивший в соревновании даже Майкла Джайлза - участника изначального состава King Crimson. Фрипп и Сильвиан уехали в турне до конца года, тем временем Маротта проинформировал Тони Левина о том, что по причине крайней занятости он не сможет войти в группу. Левин и Белью предложили Фриппу вновь пригласить Билла Бруфорда, в то время как Фрипп и Ганн уже всерьез положили глаз на Мастелотто. В результате, оба лоббируемых барабанщика вошли в новый состав King Crimson. Позднее Фрипп рассказывал, что мысль об использовании двух гитаристов, двух басистов, играющих также на стиках, и двух ударников, то есть об “удвоенном трио” / “double trio”, пришла к нему “как вспышка” еще осенью 1992 года. Скорее всего - это не так, просто был достигнут компромисс, да и King Crimson без Бруфорда для очень многих поклонников был бы не King Crimson.
В 1994 году союз Фриппа, Бруфорда, Левина, Белью, Мастелотто и Ганна выпустил мини-альбом под названием
"ВРУУМ” / “VROOOM”, а в 1995 году
этот же материал в несколько измененном виде вместе с дополнительными записями вошел в
альбом “ТРЭК” / “THRAK”. Написанное
целиком заглавными буквами слово “VROOOM” сильно напоминает акроним. Оно нигде не
расшифровано, но возможно означает что-нибудь вроде Virtual Reality Room / Комната
виртуальной реальности или Virtual Reality Object Oriented Music / Объектно-ориентированная
музыка виртуальной реальности. Про “THRACK” в гастрольной программе написано, что это звук
117 гитар, одновременно берущих один и тот же аккорд. Шестьдесят минут звучания диска
“ТРЭК” представляли собой нечто ошеломляющее. Звук, как этого и следовало ожидать от
удвоенного трио, был мощным, но не беспорядочным. В стилистическом плане это была самая
впечатляющая кримзоновская музыка из всего ранее слышанного. Главная тема вещи “ВРУУМ”
проходит через весь альбом, объединяя его единой целью, чего не было с 70-х годов. В 1995
году композиция “VROOOM” была номинирована на премию “Грэмми” / “Grammy Award” в категории
“Инструментальное рок-произведение” / “Rock Instrumental Performance”.
фото
Двойной CD с записью концерта King Crimson в Аргентине в 1994 году
вышел под названием “Б'Бум” / “B’Boom”
. Название, возможно, является данью ансамблю джазовых барабанщиков M’Boom,
а может быть просто имитирует звук барабана. На альбоме представлена большая часть
поп-ориетированных композиций Белью из альбома “THRAK”, включая “Люди” / “People” с ее
сардоническим текстом и “Когда-нибудь” / “One Time” с навязчивой мелодией надолго
застревающей в памяти. Что по-настоящему украшает этот альбом, так это старые темы, такие,
как “Кадр за кадром” / “Frame by Frame” и “Бессонный” / “Sleepless” из эпохи 80-х годов и
“Говорящий барабан” / “Talking Drum” – “Заливное из язычков жаворонка, часть II” из 70-х.
Самой же мощной вещью, пожалуй, является “Red” в обработке для удвоенного трио. Что со
всей очевидностью выявил “B’Boom”, так это поразительное богатство репертуара, ставшего
доступным новому составу King Crimson в 90-х годах, с многочисленными темами из
прошлых лет, получающими новую жизнь. Даже “Шизофреник”, исполнявшийся на последних
концертах, вызывал вполне понятный экстатический отклик присутствующих в зале старых
поклонников Кримзн.
фото
В последние годы расширился круг читателей страницы King Crimson в Интернете,
известной теперь под названием “Elephant Talk” или “ET”. Сейчас их число превышает миллион
человек. Оказалось, что King Crimson и интернетовские технологии подходят друг
другу как… (вставьте подходящую метафору сами). Интернет предоставил Кримзн в
целом и членам группы по отдельности возможность публиковать информацию о мириадах своих
сольных проектов и ответвлений. В частности, это информация об участии Фриппа и Ганна в
проекте Robert Fripp String Quintet / Струнный квинтет Роберта Фриппа и о группе под
названием The California Guitar Trio / Калифорнийское гитарное трио, в которую
входят бывшие члены Фрипповской Лиги умелых гитаристов. Интернет придал более
интимный характер распространению продукции империи King Crimson через компанию
“Discipline Global Mobile”, образованную после развода с “EG”.
афишы концертов 1995 года: 1,
2,
3,
4,
5
рекламные листки концертов 1995 года: 1,
2
В 1995 году удвоенное трио King Crimson довольно интенсивно гастролировало для
рекламы альбома “THRAK”. В ходе этих концертов, с помощью передвижной студии “Discipline
Global Mobile Unit”, был накоплен большой объем импровизационных аудиоматериалов. Одной
из причин выхода альбома “ТРэКэТТэК” /
“THRaKaTTaK” (очевидно, атака ТРЭКом) стала дискуссия по этому вопросу,
развернувшаяся в Интернете. Вот замечательный пример того, как группа фанов может
оказывать действенное и положительное влияние на процесс реализации материалов. По большей
части “THRaKaTTaK” состоит из неструктурированной свободной музыки, напоминающей
импровизации с альбома “Starless And Bible Black”. Сказать, что это некоммерческий альбом
– это не сказать ничего. Это, несомненно, музыка только для настоящих гурманов. Один из
критиков написал, что “это - хорошее сопровождение для кошмаров”, а читатель “ET” сообщил,
что слушает эту музыку, играя в компьютерную игру “Quake”. По традиции выход альбома
“THRaKaTTaK” сопровождался в 1996 году трехмесячным рекламным турне группы по Европе и
Северной Америке. В течение некоторого времени в Интернете шла дискуссия о
достоинствах удвоенного трио King Crimson 90-х годов. Фактом остается то, что это
самый мощный состав Кримзн из всех когда-либо существовавших, хотя, возможно, уже
максимально реализовавший свой потенциал. Ему свойственно все то, что всегда отличало
King Crimson: техническая виртуозность, высочайшее качество электронного звучания,
необычность метрических решений и быстрая смена гармонических планов.
фото
фото
фото
С 1997 по 1999 год группа переживала процесс "дефрагментации", экспериментируя различными
комбинациями своих музыкантов. В 1997 году музыканты удвоенного трио занимались в основном
своими собственными проектами. Часть King Crimson, в составе Фрипп, Бруфорд, Ганн и
Левин, собралась вместе лишь в декабре под названием ProjeKсt One / ПроеКкт Один для того, чтобы
несколько раз выступить в лондонском "Jazz Cafe". Странная заглавная буква "K", вставленная
в слово "project" / "проект", создавала вместе со следующей за ней буквой "с" сочетание
"Kc", указывающее на связь состава с King Crimson. Заметное оживление
внутрикримзоновской жизни произошло в 1998 году. С февраля по август по США, Канаде,
Японии и Англии гастролировало трио ProjeKct Two / ПроеКкт Два в составе: Фрипп, Ганн и Белью на
Ви-барабанах - электронной ударной установке. Накопленные в ходе этих гастролей
аудиоматериалы вошли вскоре в практически джазовый двойной альбом
"ПроеКкт Два - Космическая колея" /
"ProjeKct Two - Space Groove". Кстати, слово "groove" может быть переведено
еще и как "кайф". В середине августа 1998 года в Канаде два концерта дало удвоенное трио
King Crimson, а в октябре-ноябре того же года американцы и канадцы имели возможность
услышать игру Фриппа, Ганна, Левина и Мастелотто в проекте ProjeKct Four / ПроеКкт Четыре. В марте
1999 года несколько концертов в США дал состав ProjeKct Three / ПроеКкт Три: Фрипп, Ганн и
Мастелотто. Полное представление об этом периоде творчества King Crimson дают
вышедшие осенью 1999 года альбомы "ПроеКкты" / "The
ProjeKcts" и "Обманное пение
дрозда. Путеводитель для начинающих по ПроеКктам" / "The Deception of the Thrush.
A Beginners Guide to ProjeKcts" в которые вошли записи с концертов всех
четырех ProjeKctов. Трудно описать словами, что представляют собой эти альбомы. Они
явно не рассчитаны на неподготовленного и неискушенного в современной авангардной музыке
слушателя. На "ET" одно время даже шла благополучно сошедшая на нет дискуссия о негативном
воздействии музыки ProjeKctов на человеческую психику.
фото
Концерты 1997 - 1999 годов позволяли предположить, что Фрипп повел группу в полностью
электронном направлении, а упор на использование электронных ударных вошел в явный
конфликт с коренными интересами Билла Бруфорда. Бруфорд плодотворно работал со своей
группой Earthworks, и его дальнейшее участие в Кримзн находилось под большим
вопросом. Осенью 1999 года в Нэшвилле (США) в течение одного месяца выступал квартет
ProjeKct X (читается "Ten") / ПроеКкт Десять, состоявший из Адриана Белью, Роберта Фриппа, Трея Ганна и Пэта
Мастелотто. Как известно, латинская буква "X" является также римской цифрой 10, равной сумме
1+2+3+4. Таким образом в завуалированной форме Роберт Фрипп давал понять продвинутым фэнам,
что данный ProjeKct является итогом процесса проеКктирования - квинтэссенцией всех предыдущих
ПроеКктов. Как сообщил Фрипп, до конца 2000 года этот состав должен был активно
гастролировать и записать студийный альбом. В открытом письме, опубликованном в "ET", он
известил всех, что дверь также открыта для Тони Левина и Билла Бруфорда, как только это
позволят их личные планы.