ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

В 1991 году некто Тоби Ховард / Toby Howard открыл в Интернете страницу под названием “Discipline” / “Дисциплина” с целью распространения информации о Фриппе и всех других членах King Crimson через электронную почту. Первый выпуск “Дисциплины” был весьма скромен и состоял из одной единственной публикации: кто-то пустил слух о том, что King Crimson будет реанимирован. В противовес этому, Фрипп расторгнул отношения с компанией “EG Records”, которая на протяжении многих лет  осуществляла его записи. Разрыв Фриппа с “EG” на фоне продолжения отношений “EG” через Yes с Бруфордом не способствовал скорейшему продолжению записей King Crimson.

Тем временем Тони Левин вернулся к студийной работе и гастролям с Питером Гэбриелем, Адриан Белью начал сольную карьеру, а Фрипп, помимо преподавания в “Guitar Craft”, записывался и гастролировал с вокалистом Дэвидом Сильвианом / David Sylvian, бывшим солистом группы Japan. В 1991 году Фрипп пригласил Сильвиана стать фронтменом нового состава King Crimson, в который должен был войти и Трей Ганн / Trey Gunn, игравший на стике и на Уорр-гитаре / Warr Guitar (инструмент, изобретенный Марком Уорром / Mark Warr и напоминающий стик с декой). Ганн, ученик Фриппа по “Guitar Craft”, прежде играл с ним в Sunday All Over the World. Сильвиан отклонил предложение, тем не менее в 1992 году трое музыкантов активно занимались совместным сочинительством и гастролировали. Для работы в студии был приглашен Джерри Маротта / Jerry Marotta, бывший барабанщик Гэбриела. Результатом стал выход в свет в июле 1993 года абсолютно кримзоновского по звучанию альбома “The First Day”. В интервью журналу “Rolling Stone” Фрипп наконец обнародовал состав новой инкарнации King Crimson: Фрипп, Белью, Левин, Ганн и Маротта. В запасе у них были кое-какие идеи, ставшие в последствии основой для композиций “ВРУУМ” / “VROOOM” и “Когда-нибудь” / “One Time”.

Осенью 1993 года Сильвиан и Фрипп отправились в турне, рекламируя “The First Day”. Маротта в это время продолжил работу в качестве сессионного барабанщика, однако неизменно позиционировался как музыкант грядущего кримзоновского состава. В ходе прослушивания, на время вынужденного отсутствия Джерри, в группу был принят Пэт Мастелотто / Pat Mastelotto - бывший барабанщик из Mr. Mister, победивший в соревновании даже Майкла Джайлза - участника изначального состава King Crimson. Фрипп и Сильвиан уехали в турне до конца года, тем временем Маротта проинформировал Тони Левина о том, что по причине крайней занятости он не сможет войти в группу. Левин и Белью предложили Фриппу вновь пригласить Билла Бруфорда, в то время как Фрипп и Ганн уже всерьез положили глаз на Мастелотто. В результате, оба лоббируемых барабанщика вошли в новый состав King Crimson. Позднее Фрипп рассказывал, что мысль об использовании двух гитаристов, двух басистов, играющих также на стиках, и двух ударников, то есть об “удвоенном трио” / “double trio”, пришла к нему “как вспышка” еще осенью 1992 года. Скорее всего - это не так, просто был достигнут компромисс, да и King Crimson без Бруфорда для очень многих поклонников был бы не King Crimson.

В 1994 году союз Фриппа, Бруфорда, Левина, Белью, Мастелотто и Ганна выпустил мини-альбом под названием "ВРУУМ” / “VROOOM”, а в 1995 году  этот же материал в несколько измененном виде вместе с дополнительными записями вошел в альбом “ТРЭК” / “THRAK”. Написанное целиком заглавными буквами слово “VROOOM” сильно напоминает акроним. Оно нигде не расшифровано, но возможно означает что-нибудь вроде Virtual Reality Room / Комната виртуальной реальности или Virtual Reality Object Oriented Music / Объектно-ориентированная музыка виртуальной реальности. Про “THRACK” в гастрольной программе написано, что это звук 117 гитар, одновременно берущих один и тот же  аккорд. Шестьдесят минут звучания диска “ТРЭК” представляли собой нечто ошеломляющее. Звук, как этого и следовало ожидать от удвоенного трио, был мощным, но не беспорядочным. В стилистическом плане это была самая впечатляющая кримзоновская музыка из всего ранее слышанного. Главная тема вещи “ВРУУМ” проходит через весь альбом, объединяя его единой целью, чего не было с 70-х годов. В 1995 году композиция “VROOOM” была номинирована на премию “Грэмми” / “Grammy Award” в категории “Инструментальное рок-произведение” / “Rock Instrumental Performance”.

фото

Двойной  CD  с  записью  концерта King  Crimson  в  Аргентине  в  1994  году  вышел  под названием “Б'Бум” / “B’Boom” . Название, возможно, является данью ансамблю джазовых барабанщиков M’Boom, а может быть просто имитирует звук барабана. На альбоме представлена большая часть поп-ориетированных композиций Белью из альбома “THRAK”, включая “Люди” / “People” с ее сардоническим текстом и “Когда-нибудь” / “One Time” с навязчивой мелодией надолго застревающей в памяти. Что по-настоящему украшает этот альбом, так это старые темы, такие, как “Кадр за кадром” / “Frame by Frame” и “Бессонный” / “Sleepless” из эпохи 80-х годов и “Говорящий барабан” / “Talking Drum” – “Заливное из язычков жаворонка, часть II” из 70-х. Самой же мощной вещью, пожалуй, является “Red” в обработке для удвоенного трио. Что со всей очевидностью выявил “B’Boom”, так это поразительное богатство репертуара, ставшего доступным новому составу King Crimson в 90-х годах, с многочисленными темами из прошлых лет, получающими новую жизнь. Даже “Шизофреник”, исполнявшийся на последних концертах, вызывал вполне понятный экстатический отклик присутствующих в зале старых поклонников Кримзн.

фото

В последние годы расширился круг читателей страницы King Crimson в Интернете, известной теперь под названием “Elephant Talk” или “ET”. Сейчас их число превышает миллион человек. Оказалось, что King Crimson и интернетовские технологии подходят друг другу как… (вставьте подходящую метафору сами). Интернет предоставил Кримзн в целом и членам группы по отдельности возможность публиковать информацию о мириадах своих сольных проектов и ответвлений. В частности, это информация об участии Фриппа и Ганна в проекте Robert Fripp String Quintet / Струнный квинтет Роберта Фриппа и о группе под названием The California Guitar Trio / Калифорнийское гитарное трио, в которую входят бывшие члены Фрипповской Лиги умелых гитаристов. Интернет придал более интимный характер распространению продукции империи King Crimson через компанию “Discipline Global Mobile”, образованную после развода с “EG”.

афишы концертов 1995 года: 1, 2, 3, 4, 5

рекламные листки концертов 1995 года: 1, 2

В 1995 году удвоенное трио King Crimson довольно интенсивно гастролировало для рекламы альбома “THRAK”. В ходе этих концертов, с помощью передвижной студии “Discipline Global Mobile Unit”, был накоплен большой объем импровизационных аудиоматериалов. Одной из причин выхода альбома “ТРэКэТТэК” / “THRaKaTTaK” (очевидно, атака ТРЭКом) стала дискуссия по этому вопросу, развернувшаяся в Интернете. Вот замечательный пример того, как группа фанов может оказывать действенное и положительное влияние на процесс реализации материалов. По большей части “THRaKaTTaK” состоит  из  неструктурированной свободной музыки, напоминающей импровизации с альбома “Starless And Bible Black”. Сказать, что это некоммерческий альбом – это не сказать ничего. Это, несомненно, музыка только для настоящих гурманов. Один из критиков написал, что “это - хорошее сопровождение для кошмаров”, а читатель “ET” сообщил, что слушает эту музыку, играя в компьютерную игру “Quake”. По традиции выход альбома “THRaKaTTaK” сопровождался в 1996 году трехмесячным рекламным турне группы по Европе и Северной Америке. В течение  некоторого времени в  Интернете  шла  дискуссия  о  достоинствах удвоенного трио King Crimson 90-х годов. Фактом остается то, что это самый мощный состав Кримзн из всех когда-либо существовавших, хотя, возможно, уже максимально реализовавший свой потенциал. Ему свойственно все то, что всегда отличало King Crimson: техническая виртуозность, высочайшее качество электронного звучания, необычность метрических решений и быстрая смена гармонических планов.

фото

фото

фото

С 1997 по 1999 год группа переживала процесс "дефрагментации", экспериментируя различными комбинациями своих музыкантов. В 1997 году музыканты удвоенного трио занимались в основном своими собственными проектами. Часть King Crimson, в составе Фрипп, Бруфорд, Ганн и Левин, собралась вместе лишь в декабре под названием ProjeKсt One / ПроеКкт Один для того, чтобы несколько раз выступить в лондонском "Jazz Cafe". Странная заглавная буква "K", вставленная в слово "project" / "проект", создавала вместе со следующей за ней буквой "с" сочетание "Kc", указывающее на связь состава с King Crimson. Заметное оживление внутрикримзоновской жизни произошло в 1998 году. С февраля по август по США, Канаде, Японии и Англии гастролировало трио ProjeKct Two / ПроеКкт Два в составе: Фрипп, Ганн и Белью на Ви-барабанах - электронной ударной установке. Накопленные в ходе этих гастролей аудиоматериалы вошли вскоре в практически джазовый двойной альбом "ПроеКкт Два - Космическая колея" / "ProjeKct Two - Space Groove". Кстати, слово "groove" может быть переведено еще и как "кайф". В середине августа 1998 года в Канаде два концерта дало удвоенное трио King Crimson, а в октябре-ноябре того же года американцы и канадцы имели возможность услышать игру Фриппа, Ганна, Левина и Мастелотто в проекте ProjeKct Four / ПроеКкт Четыре. В марте 1999 года несколько концертов в США дал состав ProjeKct Three / ПроеКкт Три: Фрипп, Ганн и Мастелотто. Полное представление об этом периоде творчества King Crimson дают вышедшие осенью 1999 года альбомы "ПроеКкты" / "The ProjeKcts" и "Обманное пение дрозда. Путеводитель для начинающих по ПроеКктам" / "The Deception of the Thrush. A Beginners Guide to ProjeKcts" в которые вошли записи с концертов всех четырех ProjeKctов. Трудно описать словами, что представляют собой эти альбомы. Они явно не рассчитаны на неподготовленного и неискушенного в современной авангардной музыке слушателя. На "ET" одно время даже шла благополучно сошедшая на нет дискуссия о негативном воздействии музыки ProjeKctов на человеческую психику.

фото

Концерты 1997 - 1999 годов позволяли предположить, что Фрипп повел группу в полностью электронном направлении, а упор на использование электронных ударных вошел в явный конфликт с коренными интересами Билла Бруфорда. Бруфорд плодотворно работал со своей группой Earthworks, и его дальнейшее участие в Кримзн находилось под большим вопросом. Осенью 1999 года в Нэшвилле (США) в течение одного месяца выступал квартет ProjeKct X (читается "Ten") / ПроеКкт Десять, состоявший из Адриана Белью, Роберта Фриппа, Трея Ганна и Пэта Мастелотто. Как известно, латинская буква "X" является также римской цифрой 10, равной сумме 1+2+3+4. Таким образом в завуалированной форме Роберт Фрипп давал понять продвинутым фэнам, что данный ProjeKct является итогом процесса проеКктирования - квинтэссенцией всех предыдущих ПроеКктов. Как сообщил Фрипп, до конца 2000 года этот состав должен был активно гастролировать и записать студийный альбом. В открытом письме, опубликованном в "ET", он известил всех, что дверь также открыта для Тони Левина и Билла Бруфорда, как только это позволят их личные планы.